21 июля социальная сеть Facebook заблокировала ссылку на историко-архивную статью на сайте kommersant.ru о том, как в советские годы власть боролась с эротикой в кино. Материал был проиллюстрирован кадром из греческого фильма 1955 года «Фальшивая монета», где актриса позирует художнику обнаженной. По правилам Facebook, нарушением не считается публикация изображений из произведений искусства, однако заметка с кадром из фильма была удалена, поскольку на нее пожаловался кто-то из читателей. «Ъ» решил проверить, какие еще изображения женского тела в искусстве оскорбляют эстетические чувства пользователей и ставят соцсети в неловкое положение.
Вали Экспорт. «Тактильное кино». 1968
В рамках акции «Тактильное кино» австрийская художница Вали Экспорт ходила по улицам и предлагала всем желающим пощупать ее грудь, заключенную в нечто вроде ящика. Получилась порнография наоборот: на экране все показывают, но ничего нельзя потрогать, а тут — трогай сколько хочешь, но непонятно что
Фото: StudyBlue
Джоан Джонас. «Проверка зеркалом». 1970-2013
Американка Джоан Джонас известна и как режиссер, и как хореограф, но самой известной ее работой остается современное прочтение ренессансного сюжета о Венере, смотрящейся в зеркало
Фото: Brooklyn Museum
Ана Мендьета. Без названия (отпечатки стекла на теле). 1972
Об Ане Мендьете постоянно напоминают активисты в связи с ее загадочной смертью: в 1985 году она выпала из окна квартиры, в которой находился только ее муж, тоже известный художник Карл Андре. Суд высказал «разумное сомнение» в его виновности, но дух жены преследует повсюду: теперь каждая выставка Андре сопровождается акциями протеста – то подкинут кровавые внутренности животных ко входу, то зайдут в залы в костюмах с надписью «Хочу, чтобы Ана Мендьета выжила». Уроженка Гаваны из семьи состоятельных беженцев от режима Кастро, действительно, была художницей мистической, исследовала изобразительные возможности тела в ландшафте и насилие городской среды над человеком, чему и посвящена эта ранняя работа, в которой ее фигура сдавливается куском стекла
Фото: Ana Mendieta
Кароли Шнееман. «Внутренний свиток». 1975
С начала 1960-х Кароли Шнееман занималась эротическими хеппенингами, но настоящая известность пришла к ней после «Внутреннего свитка». В ходе перформанса она принимала классические позы натурщиц, а потом доставала из влагалища длинный свиток с текстом о роли женщин в искусстве. Шнееман впервые сформулировала суть перформанса как жанра — может ли тело быть одновременно и объектом, и инструментом художника
Фото: Herbert F. Johnson Museum of Art
Марина Абрамович и Улай. Imponderabilia. 1977
Задолго до того, как имя Марины Абрамович стало практически синонимом перформанса в массовом сознании, уроженка Черногории делала совместные акции с немецким художником Улаем. Одна из них представляет собой узкий дверной проем, в котором обнаженные художники стоят наподобие живых кариатид. Этот перформанс, кстати, был повторен и на знаменитой ретроспективе Абрамович в МоМА, и на выставке в Москве — с помощью волонтеров
Фото: Marina Abramovic and Sean Kelly Gallery
Андреа Фрэйзер. «Без названия». 2003
Американка Андреа Фрэйзер известна как последователь так называемой «институциональной критики» — направления в современном искусстве, ратующего за пересмотр границ между жизнью и замкнутым (на себя) арт-миром. Считается, что в перформансе «Без названия» (намек на претенциозность, в первую очередь, абстрактной живописи) она зашла слишком далеко. За некую сумму (чаще всего встречается цифра в $20 тыс) она переспала с коллекционером, пожелавшим остаться анонимным, и выставила съемку акта как произведение искусства
Фото: Andrea Fraser
Мило Муаре. «Сэлфи». 2015
Швейцарская художница с модельной внешностью регулярно попадает в новости дня, а вот в снобском мире искусства ее не любят – считают, что она гонится за дешевой популярностью. Муаре, правда, использует хорошо знакомые с 1970-х стереотипы феминистского искусства, появляясь, например, голой и с младенцем на выставке «Нагая жизнь» в Музее искусства и культуры Мюнстера. Ее последний проект — «Голые сэлфи» — был впервые показан в дни открытия последней ярмарки современного искусства Art Basel
Фото: Milo Moire
Часть I — http://kommersant.ru/gallery/2774216.
Часть II — http://kommersant.ru/gallery/2777094.
Часть III — http://kommersant.ru/gallery/2778712.
Часть IV — http://www.kommersant.ru/doc/2783112.
В ходе этой проверки Facebook заблокировал аккаунты 18 администраторов официальной группы «Ъ» и удалил еще один пост — с кадром обнаженной мраморной скульптурой из фильма «Андалузский пес».
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2783112