Донскому винограду подготовили почву
Заключено соглашение о создании винного кластера в регионе
Ростовская область начала создание винного территориального кластера «Долина Дона», подписи под соглашением поставили пять местных производителей, региональный Cоюз виноградарей и виноделов, ученые и банк ВТБ. Структура призвана поднять популярность и престиж донских вин, особенно произведенных из автохтонных сортов винограда. В рамках проекта также создается розничная сеть «Вина долины Дона». Стратегия развития выбрана верно, говорят эксперты, отмечая, что основным препятствием на пути ее реализации может стать недостаток ресурсов и времени у инвесторов.
Соглашение о создании винного территориального кластера «Долина Дона» было подписано на этой неделе в Донском государственном техническом университете (ДГТУ). Пока в проекте участвуют пять местных производителей: ООО «Мариинский спиртзавод», ООО УК «Донвипром» (объединяет ОАО «Миллеровский винзавод» и ООО «Винодельня Ведерниковъ»), ООО «Ростовский комбинат шампанских вин», ООО «Янтарное» и ООО «Вилла звезда». Кроме того, в кластер вошли Союз виноградарей и виноделов Дона, Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия имени Я. И. Потапенко, ростовский филиал банка ВТБ и ДГТУ.
Ключевая особенность донского региона, на которую делают ставку участники кластера и областные власти,— наличие автохтонных сортов винограда. Председатель Союза виноградарей и виноделов Дона Игорь Губин пояснил, что основная цель кластера — повышение популярности и престижа местных вин — как в стране, так и в мире. По его оценкам, сейчас донские вина занимают 3% отечественного рынка, пока в планах — как минимум сохранить эту долю. Для популяризации местных сортов создается сеть фирменных магазинов «Вина долины Дона». Три точки уже работают в Волгодонске, Новочеркасске и Таганроге, готовится открытие двух магазинов в Ростове и одного — на подъезде к городу, есть планы по запуску в Москве и Санкт-Петербурге. По словам господина Губина, недавно была достигнута договоренность со столичным департаментом потребительского рынка о содействии в подборе помещения. Участвовать в проекте будут все подписавшие соглашение производители, управляющей компанией определен Союз виноградарей и виноделов Дона. Еще одна задача участников кластера — увеличить занятые местными сортами винограда площади и удвоить объемы производства вин к 2025 году. По подсчетам Игоря Губина, сейчас в регионе есть около 16,5 тыс. га свободной земли, подходящей для выращивания автохтонных сортов, что должно заинтересовать потенциальных инвесторов, в том числе — производителей из соседних регионов. В пример он приводит недавнее приобретение краснодарской «Абрау-Дюрсо» 51% ГК «Ведерниковъ» (инвестор намерен заняться техническим переоснащением ростовского винзавода и расширением сырьевой базы.— „Ъ“).
Заместитель управляющего филиалом банка ВТБ в Ростове-на-Дону Андрей Костин рассказал, что банк готов финансировать как расширение производств участников кластера, так и проект розничной сети.
Специалистов для отрасли будет готовить ДГТУ на базе кафедры «Техника и технология виноделия и виноградарства».
По данным правительства Ростовской области, в январе-июне этого года в регионе выпущено 518,5 тыс. дал винодельческой продукции, что в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Площадь виноградников — около 5 тыс. га. Выращиваются автохтонные («Цимлянский черный», «Красностоп золотовский», «Сибирьковый») и европейские («Алиготе», «Каберне Совиньон» — 30% посадок) сорта, столовые сорта занимают примерно 10% виноградников.
Руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уверен, что именно автохтонные сорта должны стать основой стратегии развития кластера и занять максимум подходящих площадей. «Эти вина последние пять лет собирают награды на международных дегустационных конкурсах, они и должны стать „визитной карточкой“ России в мире элитного виноделия. Продукция не будет дешевой из-за закрытого способа производства винограда, но в среднем и премиум-сегменте способна себя хорошо показать»,— считает эксперт.
Гендиректор НК «Винодельческий союз» (объединяет предприятия Краснодарского края, Адыгеи и центральной России) Борис Катрюхин говорит, что основными препятствиями для успешного развития донского виноделия могут стать недостаток финансовых ресурсов и времени у инвесторов. «Примерная стоимость освоения 1 га под виноград и доведения его до возраста в три-четыре года — 1 млн руб., кто сейчас готов вкладывать такие средства и при этом в течение долгого времени ничего не получать, я не знаю»,— пояснил он.