«Ситуация заставляет заниматься поиском резервов»
Генеральный директор ОАО «Облкоммунэнерго» Вадим Ойкин о том, как выживают энергетики в Саратовской области
По оценкам BusinesStat, объем предложения электроэнергии на российском рынке рос в 2009–2012 годах на 1–5 % ежегодно, но в 2012-м достиг максимума, и в 2013 году было зафиксировано снижение предложения на 1 %. О том, насколько справедлива эта статистика для Саратовской области и какие проблемы испытывает отрасль в регионе, „Ъ“ поговорил с генеральным директором ОАО «Облкоммунэнерго» Вадимом Ойкиным.
— Насколько справедлива статистика BusinesStat сегодня и, в частности, для регионального рынка?
— В Саратовском регионе традиционно объемы генерации электроэнергии в несколько раз больше, чем потребление. Предложение в энергетике растет за счет ввода новых мощностей. Но в нестабильных экономических условиях спрос на электроэнергию падает. Граждане и предприятия стали учитывать траты и экономить, сокращая потребление и используя энергосберегающие технологии. Соответственно, снижается и объем транспортировки электроэнергии. Так, по данным системного оператора Единой энергетической системы (СО ЕЭС), в 2014 году выработка электроэнергии в Саратовской области составила 39 463,1 млн кВтч, или 88 % по отношению к аналогичному показателю 2013 года. Однако даже при сокращении предложения со стороны генерации на сегодняшний день этот показатель все равно в три раза превышает спрос: в 2014 году регион потребил 12 960,45 млн кВтч электроэнергии.
Саратовская энергосистема всегда была лидером по энергообеспеченности. Причем это лидерство стабильно сохраняется за счет положительной динамики. Так, за семь месяцев 2015 года в регионе выработано 26012 млн кВтч, что на 8,4 % больше прошлогоднего уровня. А вот спрос в пять раз меньше — потребила область за этот период 5,5 млрд кВтч.
Если мы посмотрим план-схему развития электроэнергетики в Саратовской области, то в 2015 году планируется объем генерации в 41 млрд кВтч, а в 2019-м — 40 млрд кВтч. То есть запланирована отрицательная динамика. Вместе с этим уровень потребления в 2015 году запланирован в объеме 13–14 млрд кВтч.
— Насколько это сопоставимо с ситуацией в стране в целом?
— В целом на общероссийском уровне ситуация схожа. По прогнозам экспертов, превышение предложения над спросом при проведении конкурентного отбора мощности на 2015 год составит 15,7–17,7 ГВт. Это объясняется тем, что инвестиционный цикл строительства генерации дольше, чем период реагирования экономики на негативные обстоятельства. То есть предприятия отзываются на изменения рынка гораздо активнее. Они реорганизуются, преобразовываются быстрее, чем строятся электростанции.
В данной ситуации необходимо предпринимать дополнительные меры по внедрению энергосберегающих мероприятий и энергоэффективных технологий, реконструкции источников генерации. Насколько мне известно, на федеральном уровне сейчас прорабатываются проекты законов, направленные на формирование новой модели рынка тепла и электрической энергии, которая бы предполагала ответственность за заявленную излишнюю мощность.
— К слову о проблемах. В отчете «Облкоммунэнерго» за 2014 год вы сообщаете, что в 2015 году ОАО уже зафиксировало 10 %-ный рост цены на оборудование, рост стоимости потерь и дисбаланс в платежной дисциплине контрагентов. Каково ваше видение перспектив рынка? Хватит ли средств на содержание сетей и спецтехники?
— В электроэнергетике, как и в экономике в целом, сейчас непростые времена. Мы так же, как и все, следим за тем, что происходит в стране, как формируются бюджеты, и в соответствии с этим корректируем планы. Сейчас мы видим, что цены производителей промышленных товаров в России в июле продолжили рост и повысились на 1,5 % к июню, а с начала года выросли на 13,1 %. Падает цена на нефть, курс доллара растет, и ряд аналитиков прогнозирует цену до 80 рублей. При этом часть приобретаемой нами продукции или комплектующих импортные.
Снижение темпов роста экономики в 2015 году ожидается до 3–3,5 %, и пока планируется, что 2016 год будет на «нулевом» уровне. Соответственно, эти данные мы закладываем при формировании наших бюджетов. Для нас существует две проблемы. Первая — платежи потребителей услуг и расчеты сбытовой компании. Сбытовая компания рассчитывается за передачу электроэнергии с «МРСК Волги», а они уже за транспортировку с нами. В начале года у нас были сложности в этом вопросе. Однако благодаря взаимодействию и ответственной управленческой позиции «котлодержателя» региона ситуация немного стабилизировалась. Вторая проблема — повышение стоимости расходов. К примеру, тариф на транспортировку электроэнергии вырос на 1,8 %, а на оплату потерь — более чем на 10 %, лизинговые платежи увеличились на 20 %, ГСМ, все видят, подорожали на 20 %. Материалы, оборудование и т. д. подорожали примерно на 15 %.
Экономическая ситуация в стране заставляет нас заниматься постоянным поиском внутренних резервов, в частности формированием нетарифных источников финансирования своей деятельности. Например, большую ставку мы делаем на сферу оказания услуг — от проектирования энергообъектов и инфраструктуры любой сложности до комплексного энергосервисного обслуживания.
— То есть занимаетесь не только транспортировкой?
— Не только. Мы обучаем специалистов, чтобы предоставлять услуги по техническому обслуживанию электрооборудования на предприятиях. Развиваем так называемую «прочую деятельность»: электромонтажные работы, проектные, услуги по поверке измерительных приборов и другие. Это очень большая доля рынка, и у нас достаточно амбициозные планы. Ведь у нас есть необходимая техника, в том числе высотная, оборудование и профессионально подготовленный персонал, собственные производственные базы.
— До последнего времени вы этим не занимались?
— Занимались, но где-то три года назад это направление активизировали. Во‑первых, мы составили полную смету на оказание электротехнических услуг, проанализировали возможности наших филиалов и определили плановые показатели. По результатам каждого отчетного периода мы подводим рейтинг предприятий горэлектросетей. Так вот, результаты «прочей деятельности» являются одним из пунктов рейтинговой оценки. Во–вторых, мы обновили станочный парк нашего предприятия «Энергоремонт», которое занимается разработкой передовых производственных решений, изготовлением и ремонтом энергооборудования, в том числе нестандартного. Буквально в этом году приобрели два гибочных станка с числовым программным управлением у саратовского производителя. Еще одним значимым шагом стала Государственная аккредитация нашей Центральной метрологической лаборатории к выполнению работ и оказанию услуг по поверке средств измерений. Таким образом, есть инструменты, есть желание, поэтому эти ресурсы просто нельзя не использовать.
— Тем не менее по результатам 2015 года вы на уровень предыдущих лет все же не выйдете? По крайней мере, такие прогнозы указаны в годовом отчете компании.
— С 2012 года предприятие вышло на стабильную положительную динамику прибыли. Тогда мы достигли рекордного показателя за последние 10 лет в 44,6 млн рублей. На протяжении следующих двух лет мы улучшили этот результат до 48 с лишним млн рублей. В текущем году, проанализировав расчеты и бизнес-план, мы пришли к выводу, что чистая прибыль может сократиться на 34 %. С другой стороны, этот показатель позволит нам выполнить необходимые работы для обеспечения надежности электроснабжения в населенных пунктах области.
— Это хороший показатель?
— Конечно, это положительный баланс. Сгладить ситуацию позволили конкурсные процедуры. Основные закупки были проведены в начале года. Благодаря этому мы не только имеем дело с фиксированным и просчитанным уровнем цен, но и можем приступить к ремонтным работам в установленные сроки. В результате, на сегодняшний день главное наше обязательство — ремонтные программы — практически выполнены. Так, с помощью самонесущего изолированного провода отремонтировано более 70 км воздушных линий электропередач. Выполнен ремонт 113 трансформаторов и 142 единиц оборудования ТП и др. Все это способствует повышению качества энергоснабжения, ведь от надежности работы энергосистем районных центров зависит и инвестиционное развитие этих территорий.
— Правительство РФ взяло курс на централизацию управления электросетевым хозяйством и исключение из рынка небольших сетевых компаний. К 2017 году количество таких организаций планируется сократить вдвое. В уже упомянутом отчете за 2014 год у вас указано, что существует вероятность поглощения ОКЭ «Россетью». Насколько серьезен такой риск?
— Здесь первостепенная проблема не в централизации, а в том, что до последнего времени не было четких критериев, что такое ТСО (территориальная сетевая организация. — „Ъ“). Поэтому назваться ТСО и получить соответствующий тариф мог любой владелец любого сетевого оборудования. Причем оплата их услуг является внушительной статьей расходов, которая появилась вместе с установлением в 2008 году единых «котловых тарифов» для каждого субъекта РФ. Такая система регулирования обернулась тем, что многие предприятия переложили свои расходы по содержанию сетевой инфраструктуры на других, выделив сети в ТСО и включив свои расходы в котловой тариф соответствующего региона. Количество ТСО стало расти в геометрической прогрессии и вплотную приблизилось в настоящее время к трем тысячам, хотя реально работают в разы меньше. В Саратовской области таких организаций порядка 70. Причем существуют так называемые «моносети», которые обслуживают преимущественно одного потребителя.
Поэтому в начале года правительство законодательно утвердило пять критериев отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям. Несоответствие этим требованиям повлечет постепенный уход с рынка мелких игроков. Кстати, на днях стало известно, что около 40 % территориальных сетевых организаций в Северо-Западном округе, владеющих мощностью менее 10 MBA и линиями передачи только одного уровня напряжения, могут лишиться статуса и остаться без тарифа в 2016 году. Причина в том, что эти ТСО не соответствуют принятым федеральным правительством критериям.
В свою очередь, «Облкоммунэнерго» отвечает за качественное электроснабжение по линиям среднего и низкого напряжения 0,4–10 кВ в 23 районных центрах региона. На сегодняшний день мы транспортируем электроэнергию более чем 13 тыс. юридических лиц. Кроме того, обеспечиваем более 5,5 тыс. многоквартирных жилых домов. Граждан-потребителей свыше 140 тыс. человек. За два последних года мы увеличили количество юридических лиц на 7 %. Важно, что наше предприятие не только полностью соответствует обозначенным критериям, но и является стратегическим активом региона, надежным инструментом для развития инфраструктуры и создания благоприятного инвестиционного климата. Главное наше отличие — это наличие обязательств именно перед областью и ее жителями. Поэтому, считаю, залогом надежного и качественного электроснабжения области является не поглощение, а взаимодействие и сотрудничество предприятий.
— В таком случае, возможно, есть вероятность, что «Облкоммунэнерго» поглотит некоторое количество небольших ТСО?
— Если с их стороны будут соответствующие обращения, конечно, мы их будем рассматривать. Думаю, федеральные инициативы по централизации направлены на то, чтобы отсечь небольшие неблагонадежные компании. В свою очередь, мы сейчас выбрали политику консолидации электросетей. Активно взаимодействуем в этом направлении с муниципалитетами, предприятиями и организациями. Во‑первых, мы сможем гарантировать качественное и профессиональное энергообслуживание. Во‑вторых, эта работа позволяет нам увеличивать объем оказанных услуг по передаче электроэнергии.
— Кстати, о тарифах. В числе рисков для компании указана вероятность установления тарифов на технологическое присоединение потребителей без инвестиционной составляющей. Есть ли вообще на данный момент в Саратовской области проблема тарифообразования?
— Услуга по технологическому присоединению регламентируется 861-м Постановлением Правительства РФ и методическими указаниями. Если физлицо обращается за присоединением энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, то мы его присоединяем, в соответствии с законодательством, за 550 рублей. В свою очередь, стоимость опоры варьируется от 10 до 12 тыс. рублей, плюс доставка, цена изолированного провода СИП от 100 до 200 рублей за метр. То есть тут получается выпадающий доход, который должен компенсироваться в тарифах на следующий отчетный период. Но есть политика сдерживания тарифов, и тарифы не покрывают расходов.
При присоединении электроустановок заявителей, присоединенная мощность которых составляет более 15 кВт, плата за технологическое присоединение рассчитывается при помощи стандартизированных ставок, утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области индивидуально для каждой электросетевой организации. В большинстве случаев эти ставки позволяют компенсировать затраты на строительство новых сетей. Однако с 1 октября этого года размер включаемых в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов электросетевой компании не может составлять более чем 50 % от величины указанных расходов. А с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт данные расходы не будут включаться совсем.
Согласно действующему законодательству, данные выпадающие доходы включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Но не стоит забывать про политику сдерживания тарифов и, как следствие, предельные уровни его роста на каждый регулируемый период. Таким образом, существует риск того, что в случае превышения предельного роста тарифа региональный регулятор будет вынужден сократить часть затрат сетевой организации, в том числе и выпадающие доходы от деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям. Это общефедеральная проблема.
— Силами «Облкоммунэнерго» обеспечиваются электроэнергией новые предприятия и жилые микрорайоны в Саратовской области. Как и за счет чего это происходит?
— Губернатором области поставлена задача по привлечению в регион инвесторов для промышленно-экономического развития территорий. Мы входим в состав Совета по инвестициям. На заседаниях обсуждаются предлагаемые к реализации инвестиционные проекты и алгоритмы их воплощения. Так, недавно мы возвели электросетевую инфраструктуру для завода промышленной группы «Сады Придонья» в Ртищевском районе. В прошлом году построены мощности и установлен современный цифровой распределительный пункт на 6 кВ «РП‑700» в Вольске для присоединения нового швейного производства и других промышленных объектов. Сейчас приступили к строительству электросетевого оборудования для электроснабжения мостового перехода в Балаково. Есть проекты в Балашове, Хвалынске и других пунктах. Кроме того, у нас налажено взаимодействие с ведущими застройщиками области. Сейчас идет активная застройка в Энгельсе, где у нас очень большая зона ответственности. Это центральная часть города, микрорайон «Шурова гора». Приличные объемы в Балаково, где осваиваются строительные площадки по федеральным программам. Я бы уточнил еще один аспект обеспечения комфорта жизни людей в городах области. Это освещенность городских улиц. Поэтому большое внимание в рамках муниципальных контрактов уделяем строительству сетей уличного освещения. Так, в Пугачеве за прошлый год построено более 5 км линий уличного освещения. В этом году аналогичные работы продолжены в Пугачеве, а также Ершове, Дергачах и других населенных пунктах.