«Для лечебных учреждений подопечный по сути является курицей, которая несет золотые яйца»
В Госдуме рассмотрят законопроект по изменению института опеки
Группа сенаторов подготовила документ, меняющий институт опеки. В нем пересматривается приоритет исполнения функций опекуна физическим лицом перед организациями, вводится совместное опекунство и допускается частичная опека. Кроме того, законопроектом предусматриваются новые требования к организациям, согласно которым опекунами могут стать только некоммерческие структуры. Все эти изменения коснутся граждан, признанных недееспособными, а также сирот в детских домах. Московский адвокат Мария Ярмуш ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Марата Кашина.
— Сенаторы уже утверждают, что это масштабная революционная реформа. Из всего перечисленного мной что бы вы выделили как главное изменение?
— Прежде всего, я бы хотела обратить внимание на тот факт, что при ограничении дееспособности гражданина вследствие физического заболевания, или, если такой гражданин был признан недееспособным, и его помещают в лечебное учреждение, в интернат для психически больных, то органы опеки в таком случае опекуна не назначают, а функции опекуна несет это лечебное учреждение. Таким образом, при изменении состояния этого человека, улучшении его состояния, когда он сможет понимать значения своих действий, руководить ими, эти опекуны не заинтересованы обращаться в суд и давать людям больше прав и увеличивать их дееспособность. Поэтому для этих учреждений подопечные являются по сути курицей, которая несет золотые яйца. Потому что они распоряжаются имуществом, могут сдавать в аренду имущество подопечного, получать выплаты.
Внося этот новый законопроект, внося изменения, сенаторы дают возможность физическим лицам, волонтерам, близким друзьям, родственникам такого человека контролировать лечебное учреждение, или некоммерческим организациям, которые развивают способности больных людей, психически больных, их способности понимать значение своих действий, и потом смогут такие дополнительные опекуны обращаться в суд и возвращать больных людей к нормальной жизни.
— И таких людей будет легче забрать из этого учреждения и стать их физическим опекуном, я правильно понимаю?
— Совершенно верно. Дело в том, что когда у человека способности развиваются, естественно, суд выносит решение о восстановлении дееспособности, или например, недееспособному гражданину дают ограниченную дееспособность. То есть он может совершать сделки при согласии опекуна. Я считаю, это очень важное изменение в законодательстве, несмотря на то, что в 2012 году в Гражданский кодекс уже внесли эти поправки по определению Конституционного суда, это тоже очень важно, потому что у нас в стране психически больные люди были лишены возможности защищать свои законные интересы и свои права.
— А раньше неужели нельзя было забрать своего родственника из такого учреждения и опекать его?
— Мы даже говорим не столько о родственниках, потому что родственникам зачастую очень выгодно отправить своего больного члена семьи куда-то в интернат.
— Но вы сейчас упомянули контроль над недвижимостью и прочим имуществом, этот момент я имею в виду, задавая такой вопрос?
— Контроль над недвижимостью, если человек недееспособен, осуществляет его опекун, и если это интернат, то главный врач интерната может распоряжаться этим имуществом, и как это будет все контролироваться дальше, никто не проконтролирует, кроме самого учреждения. Поэтому необходимо назначать дополнительных опекунов, это будут или физические лица, имеющие возможность, или некоммерческие организации. Все для защиты прав граждан Российской Федерации.
— А что такое частичная опека, как это будет выглядеть на практике?
— «Частичная опека» — сейчас такого понятия в наших законах, ни в Гражданском кодексе, ни в Семейном кодексе, ни в законе «Об опеке и попечительстве» нет. Есть опека над недееспособными, над малолетними до 14 лет, есть попечительство над людьми, которые ограничены в дееспособности и над детьми от 14 до 18 лет. Это интересное нововведение — ограниченная опека, посмотрим, как это будет расписано в законе. Я знаю, что данные изменения были уже проверены на западном опыте, потому что там очень хорошо развиты некоммерческие организации, которые помогают инвалидам и людям с психическими заболеваниями.
— Когда все эти изменения вступят в силу, что изменится на практике, станет ли меньше детей в детских домах?
— Если мы будем говорить сейчас о детях, этот законопроект, с моей точки зрения, направлен на защиту лиц с психическим заболеванием, потому что дети сейчас в детских домах все-таки передаются в приемные семьи, опекунам, которые по договору получают от государства заработную плату за то, что они берут детей под опеку. Я все-таки думаю, что эта защита все-таки людей с психическими заболеваниями, больше будет защиты такой категории граждан.