К Зарубино ведут чужую колею
Ради китайских грузов на Дальнем Востоке готовы совместить два железнодорожных стандарта
Власти России могут пойти на беспрецедентный шаг в железнодорожной отрасли — разрешить выход на инфраструктуру российских железных дорог китайских перевозчиков. Речь идет о создании совмещенной колеи на участке Махалино — порт Зарубино под 60 млн т грузов. Инициатором выступает группа «Сумма», которая намерена построить в порту крупный терминал. В ДВЖД идею пока не комментируют. Эксперты полагают, что объект обойдется в $30–40 млн и может быть построен за полгода при положительном решении РЖД.
О возможности создания совмещенной с российской (шириной 1520 мм) китайской колеи (1435 мм) заявил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке министр транспорта РФ Максим Соколов. Участок от пограничного перехода Хуньчунь—Махалино до припортовой станции Сухановка (порт Зарубино) протяженностью около 60 км является ключевым звеном международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-2». «Декларируемый объем перевозок транзитных грузов — более 60 млн т. Конечно, для этого нужно серьезным образом развить инфраструктуру, и, кстати, мы считаем возможным строительство железнодорожной колеи шириной 1435 мм, совмещенной с нашей, от пограничного перехода непосредственно до порта Зарубино»,— сказал Максим Соколов.
Работать с транзитом планирует группа «Сумма», которая намерена реализовать проект «Большой порт Зарубино» в бухте Троица. Портовый комплекс «Суммы» будет обслуживать помимо контейнеров зерно и генеральные грузы. «Мы поддержали и считаем целесообразным, чтобы на направлении Махалино—Зарубино у нас была узкая колея. Это дает, во-первых, сокращение времени, удешевление всех процедур и большую доступность российского порта для различных китайских отправителей, не создаст пробки при перегрузке на границе»,— пояснил замглавы Минтранса Алексей Цыденов. По его словам, все условия уже согласованы внутри России и предложение будет зафиксировано в протоколе российско-китайской правительственной комиссии по транспорту. «Этот проект имеет абсолютно реальные перспективы и короткие сроки реализации. Думаю, это будет ярким примером развития транспортной инфраструктуры, которая даст мощный толчок развитию региона в целом и интеграции России в АТР»,— считает Алексей Цыденов.
Выгоду от развития транзита через Зарубино получат китайские провинции, в первую очередь соседняя с Приморьем Цзилинь. Источник в отрасли объясняет, что сейчас производители из Цзилиня проигрывают конкуренцию на внутрикитайском рынке из-за дороговизны доставки продукции на юг страны по суше, морской путь через Зарубино даст существенное удешевление. В Цзилине сосредоточены крупные производства по целому ряду отраслей, включая сельское хозяйство, машиностроение и химпром.
На Дальневосточной железной дороге пока не комментируют идею создания совмещенного пути. Переход Махалино—Хуньчунь открылся в декабре 2013 года и в июле преодолел отметку 1 млн т, за первое полугодие 2015 года через него перевезено 333 тыс. т, в том числе 267 тыс. т угля и 65 тыс. т руды. Транзитный потенциал перехода в ДВЖД ранее оценивали в 100 тыс. контейнеров в год, к 2025 году через него может перевозиться не более 8 млн т в год, давали оценку в компании. В текущей инвестпрограмме РЖД на модернизацию существующей инфраструктуры перехода без учета идеи строительства совмещенных путей предусмотрено 2,1 млрд руб. на 2015–2016 годы.
Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что строительство совмещенной колеи займет около полугода и потребует $30–40 млн капиталовложений. Эксперт подчеркивает, что затраты готова взять на себя «Сумма» и решение только за РЖД. Правда, уникальный опыт строительства совмещенной колеи, полагает господин Безбородов, больше не удастся использовать нигде в стране: из соображений безопасности длинные совмещенные линии государство строить не позволит.