Пассажиров подсадят на танкеры
«Красное Сормово» может начать производство круизных судов
На нижегородском судостроительном заводе «Красное Сормово», в последние годы специализирующемся на выпуске танкеров-химовозов и сухогрузов, может начаться производство больших пассажирских судов вместимостью до 300 человек. Речь идет о судах класса «река-море», которые могли бы курсировать на линии Москва — Крым. Инвестиции в производство одного такого судна оцениваются в 2,5 млрд руб. Потенциальные заказчики — туроператоры круизов — отмечают, что новые суда будут востребованы на рынке при условии господдержки.
О том, что на «Красном Сормове» рассматривается возможность производства круизных пассажирских судов, вчера сообщил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев во время церемонии спуска на воду танкера-химовоза проекта RST-27. По словам губернатора, для нового производства у завода «есть все необходимые возможности и технологии». Как выяснил „Ъ“, речь идет о производстве двух судов проекта PV300VD класса «река-море», который был разработан около трех лет назад компанией «Морское инженерное бюро». Назначение судна — перевозка пассажиров на круизных линиях Москва — Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам, по маршрутам Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донского судоходного канала, а также по Азовскому, Черному, Средиземному, Каспийскому и Красному морям.
Кроме того, Валерий Шанцев рассказал, что «Красное Сормово» рассматривает возможность производства баржевых составов. Как отметил губернатор, есть потребность в 20 таких комплексах. Скорее всего, речь идет о производстве баржевых составов, которые могут работать на малых глубинах и проходить через шлюзы в районе Городца, где мелеет Волга.
В последние несколько лет «Красное Сормово» выпускает в основном танкеры для перевозки нефти, нефтепродуктов и жидких химических веществ, а также сухогрузы, строительные баржи, военные корабли и спасательные подводные аппараты. По данным годового отчета предприятия, в 2014 году верфь построила восемь барж, два нефтеналивных танкера проекта RST и два — RST27, а также два комплекта торпедных аппаратов по контрактам на изготовление изделий специального назначения и 13 подъемно-мачтовых устройств.
Комментируя планы завода по производству пассажирских судов, директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров отмечает, что у предприятия есть такие возможности: «На весь процесс строительства уйдет 16–18 месяцев. Потенциальными заказчиками могут стать компании „Водоходъ“ и „МосФлот“, которым необходимо по одному такому судну». По словам коммерческого директора компании «Водоходъ» Андрея Смолина, новые круизные суда с большой вместимостью будут востребованы на рынке, если государство поможет частным компаниям финансированием: «Вопрос стоит остро и давно, сейчас в России в основном эксплуатируются теплоходы, построенные 20–30 лет назад. Но срок окупаемости таких судов превышает 20 лет, и в условиях экономической нестабильности ни одна частная компания не готова вкладываться в такие проекты».
По оценкам Геннадия Егорова, строительство каждого судна обойдется примерно в 2,5 млрд руб. «Когда три года назад разрабатывался проект, подразумевалось, что финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Однако этот вопрос до сих пор находится в процессе обсуждения», — говорит господин Егоров. Как уточнил Андрей Смолин, госпрограмма поддержки российского судостроения предусматривает покупку теплоходов ВЭБом и последующую передачу их в лизинг круизным компаниям.
Господин Смолин полагает, что самым востребованным маршрутом для новых теплоходов может стать направление Москва — Санкт-Петербург, позволяющее привлечь максимальное количество иностранных туристов. «Кроме того, мы прорабатывали возможность круизного маршрута Москва — Крым. На базе существующего флота это сделать невозможно. Кроме того, этот маршрут отличается длительностью и довольно высокой стоимостью: в среднем одни сутки пребывания на теплоходе обходятся туристам примерно в 5 тыс. руб., а Крым сейчас позиционируется как бюджетное направление», — отмечает господин Смолин. В то же время, по его мнению, такой маршрут можно было бы запустить при условии, например, что он будет ориентирован на пляжный отдых или рассчитан только в одну сторону, чтобы сократить сроки поездки.