По разные стороны трубы
Вторая ветка Nord Stream вызвала протесты в ЕС
Как и предполагал "Ъ", проект газопровода Nord Stream 2 расколол прежде единую европейскую позицию в отношении украинского транзита газа. Словакия вместе с Польшей выступили резко против строительства новой трубы в обход Украины. Словацкий премьер Роберт Фицо назвал действия западноевропейских газовых компаний, подписавшихся под проектом, "предательством" и пообещал поставить этот вопрос перед советом лидеров ЕС.
Подписание соглашения акционеров по газопроводу Nord Stream 2 вызвало, как и предполагал "Ъ" 7 сентября, острую реакцию восточных стран ЕС. Вчера премьер Словакии Роберт Фицо заявил, что "западноевропейские газовые компании (подписавшие соглашение по Nord Stream 2.— "Ъ"), которые работают на территории стран--членов ЕС, предали другие европейские государства, включая и Словакию". Не стесняясь в выражениях, чиновник напомнил, что в последние годы страны ЕС много говорили о том, что необходимо сохранить транзит газа через Украину, а потом вдруг появился проект Nord Stream 2, который позволяет ту же Украину обойти. "Они просто делают из нас идиотов",— обобщил господин Фицо, имея в виду ряд своих коллег по ЕС. Премьер подчеркнул, что из-за строительства Nord Stream 2 Словакия может потерять сотни миллионов евро в год транзитных платежей. "В таком духе я и подниму этот вопрос на совещании Европейского совета",— пообещал чиновник.
Соглашение по Nord Stream 2 было подписано 4 сентября во Владивостоке. Проект предполагает строительство газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд кубометров в год. Акционерами, помимо "Газпрома" (51%), стали немецкие E.ON и Wintershall, австрийская OMV, англо-голландская Shell (все — по 10%) и французская Engie (9%). В случае реализации проекта почти весь экспорт российского газа в ЕС будет проходить через Германию.
В начале недели с критикой Nord Stream 2 уже выступил президент Польши Анджей Дуда. Он заявил, что проект "полностью игнорирует польские интересы" и из-за него "появляются серьезные сомнения в единстве ЕС".
Еще через два дня премьер Украины Арсений Яценюк совершил визит в Польшу и Словакию, в ходе которого противодействие Nord Stream 2 было одним из главных вопросов. Вчера господин Яценюк подчеркнул, что строительство Nord Stream 2 — "это антиевропейский и антиукраинский проект", поскольку из-за него Украина "исключается из транзитных поставок газа", что приведет к потере $2 млрд транзитных поступлений в год. "Это просто несправедливо по отношению к нам и к европейским партнерам",— пожаловался он, выразив надежду, что Еврокомиссия заблокирует этот проект.
В самой Еврокомиссии лишь "приняли к сведению" подписание соглашения по Nord Stream 2, добавив, что "любой газопровод, на севере или на юге, проходящий через территорию стран--членов ЕС, должен полностью соответствовать законодательству ЕС". Там также подтвердили свою позицию, по которой "Украина и в будущем должна оставаться важным транзитным маршрутом по поставке газа в ЕС".
Само по себе строительство Nord Stream 2 не требует согласия или консультаций с Еврокомиссией, однако такие переговоры неизбежны в рамках проектов газопроводов, которые будут построены в развитие Nord Stream 2 на суше. Этот вопрос предполагается обсудить сегодня в ходе встречи между главой Минэнерго Александром Новаком и вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем в Вене (туда также отправляется глава "Газпрома" Алексей Миллер). Последний, словак по национальности, не раз заявлял, что выступает против любых газопроводов в обход Украины.
На самом деле Словакия в случае ввода Nord Stream 2 не лишается полностью транзита российского газа: он, вероятно, будет продолжен из пункта Ланжгот на словацко-чешской границе до Баумгартена на границе с Австрией. Но транзитные поступления снизятся, а мощные газопроводы в восточной части Словакии останутся незагруженными. "Реакция Словакии понятна, страна стала жертвой неурегулированной проблемы украинского транзита",— говорит Алексей Гривач из ФНЭБ. Он полагает, что Еврокомиссия услышит аргументы Словакии и использует их для противодействия Nord Stream 2, но "практика показывает, что у немцев получается преодолевать это противодействие".