Кто и как должен решать проблему беженцев в Европе?

“Ъ” опросил экспертов и читателей

Поток беженцев в Европу не прекращается. Одни страны ждут у себя сотни тысяч и готовы помочь всем по возможности, другие согласны приютить лишь несколько сотен человек, третьи спешно закрывают границы, пытаясь сдержать поток пребывающих. Единого мнения у европейских стран по решению миграционного кризиса пока нет.

Фото: Yannis Behrakis , Reuters

Михаил Богданов, заместитель министра иностранных дел РФ:

Фото: Посольство Израиля в РФ

— Нужно смотреть, как говорил Козьма Прутков, в корень. Следует понимать, какие именно проблемы породили проблему беженцев. Беженцы, которые сейчас заполонили Европу, а еще тысячи и тысячи с Ближнего Востока, Северной Африки, которые в настоящее время движутся в том же направлении. Это происходит потому, что их собственные страны переживают крайне острый период, когда отсутствуют условия для нормальной жизни. Те, кто еще не погиб, ищут спасения от войны, разрухи и терроризма в Старом Свете. Общий долг мирового сообщества помогать этим беженцам. Но самое главное, это искоренить ту проблему, которая заставила их прийти в движение, искоренить кризисы в этих странах, достичь национального согласия на основе устава ООН. К тому же только общими усилиями нужно проводить борьбу с террористами, которые и превращают людей в беженцев.


Аскар Акаев, бывший президент Киргизии:

Фото: Андрей Махонин, Коммерсантъ

— Европейцы сами создали проблему, вот пусть сами ее и решают. Они во всем мире пропагандировали, что Европа — это единственный рай на земле, звали всех к себе, в том числе и мусульман. Помогали Америке осуществлять «цветные революции» в мире, призывали всех к демократии и неограниченной свободе. Этот рай стал мечтой жизни для многих, и масса людей рванула за этой мечтой, но мультикультурализм в Европе перестал работать, и европейцам, оказывается, чужие не нужны. Теперь они поплатились за ошибку, и сами ее и должны исправлять.


Адам Ханна, сирийский беженец:

— Беженцам должны помочь все ведущие европейские страны. Стареющая Европа сейчас получила шанс использовать для своего развития сильных здоровых людей, а основную массу беженцев составляет молодежь. Нужно дать им возможность работать, сносно существовать, интегрировать в свое общество. Но главное, что должен сделать Запад, это добиться прекращения войн в регионах, откуда бегут люди. Иначе дальнейший поток злых и голодных мигрантов лишит Европу покоя, и ей придется жестко закрывать свою границу. И еще я бы посоветовал внимательно следить за тем, чтобы в страны Евросоюза не хлынул поток террористов. Хотя, боюсь, их в Европе уже много, и она это скоро почувствует.


Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств РФ:

Фото: Иван Мурзин, Коммерсантъ

— То, что сейчас происходит с беженцами, это трагедия. Но Европа переживет эту трагедию, я абсолютно уверен. В этих странах, Франции, Германии и так далее, очень мощные устои. Они примут этих беженцев и переварят их, как это произошло когда-то в Америке. На самом деле я сейчас больше задумываюсь о судьбе России в этом смысле, потому что мы даже не задумываемся о том, какое огромное количество китайцев, народов Азии проживает на территории нашей страны, не имея на это законного права. И Россия вряд ли сможет с этим справиться, потому что для этого нужна очень сильная экономика, которой у нас на данный момент нет, но есть в Европе. Она сможет справиться с беженцами, если они будут работать, а не совершать преступления.


Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Европа должна посадить всех мигрантов на большой корабль и отправить в США — виновницу всех бед, виновницу того, что мигранты захлестнули Европу. США бомбили Ливию и разворошили Сирию. США участвовали или потворствовали раскачиванию ситуации на Ближнем Востоке. Вот пусть они сполна эту чашу и выпивают. Вообще, мне не жалко в этой ситуации ни Германию, ни любую другую страну—члена НАТО. В свое время мы просили их воздержаться от резолюции по Ливии, но нас никто не поддержал. Итог — вероломно разбомбили целое государство. А когда издевались и зверски убили Каддафи, показав это еще всему миру, то Меркель вообще повела себя как девочка из института благородных девиц — лишь только фикнула. Теперь в стране правят как в Средневековье, страну раздирают на четыре части. Там вообще весь регион пылает. Раз натворили это, вот и принимайте людей, которые не хотят так жить.


Андрей Мамыкин, депутат парламента от Латвии:

Фото: Андрей Мамыкин / Facebook

— Решать проблему должны те, кто ее создал. То есть Евросоюз и США. Ни Россия, ни Замбезия, ни Бразилия свои войска на Ближний Восток и север Африки не посылали, не «демократизировали» режимы. Все это делали мы, а точнее правящие политики наших стран. Они развязали войну, фактически уничтожили государство в Ливии, практически сделали это и в Сирии. Правительственные войска контролируют там совсем небольшую территорию. Хотя 80% жителей там живут именно под «диктатором» Асадом, а не под «демократическими» ребятами из ИГИЛ, которые радостно отрезают христианам головы и выкладывают в интернет. Все эти события, начиная с Ирака и Афганистана, одна из самых больших ошибок Европы со времен Второй мировой войны. Это наш крест. И отказываться от него мы не имеем права. Но посмотрите на Латвию или другие такие же страны, которых половина в ЕС. Мы маленькая, бедная и дотационная страна. Пенсия у нас 200 евро, а квартплата 220. Подобная ситуация в Эстонии, Литве, Польше и т. п. А правительство сейчас вместо решения внутренних проблем получает каких-то ребят и платит им по 256 евро каждому в месяц и еще по 70 на одного ребенка.

Вообще, содержание одного беженца обходится Еврокомиссии из общего бюджета 6 тыс. евро в год. И любой пенсионер в Латвии думает: «Я проработал на это государство полвека, а получаю 200 евро, а кто-то просто приехал и получает 256 и еще 70 на ребенка». В Латвии, кстати, пособие на ребенка 11 евро. У меня вот двое детей, получаю 22, так что я очень богатый. Есть огромное внутреннее противоречие между решением политического истеблишмента Европы по «демократизации» ближневосточных режимов и нежеланием подавляющей части общества в Латвии, Литве и Эстонии операций европейских войск в Ливии и т. п. Это придумали ЕС и США, но американцы теперь говорят: «Это не наши проблемы, они бегут к вам, а между нами, слава богу, океан». Мы сейчас поставили бедных, несчастных и, возможно, справедливо озлобленных на ЕС людей в положение, что мать от отчаяния бросает ребенка на рельсы перед идущим поездом. Потому что она чудом уцелела, проплыв на лодке по Средиземноморью, потом прошла пешком тысячи километров, а в Европе, оказалось, ее не ждут. И вернуться ей некуда, дом сожжен, школа разбомблена, поликлиники не работают.

Можно долго спорить, хорош или плох был Муаммар Каддафи, но в Ливии был самый высокий уровень жизни в Африке, и люди жили. Плохо ли, хорошо ли. И не хотели покидать родные места. А мы их вынудили, потому что родных мест больше нет. Латвия же была в авангарде всех военных операций последних 15 лет. Надо повесить Саддама, повесим завтра! Нужно бомбить Ливию? Мы готовы! А ответственность нести мы не хотим. Я предлагал нашему премьер-министру Лаймдоте Страуюме, по примеру коллеги из Финляндии, взять в свой сельский дом 20–30 беженцев. Все равно она там не живет. Но пока предложение осталось без ответа. Беженцы — огромная проверка европейских ценностей. Главный лозунг ЕС — это «Единство в многообразии». Если мы действительно толерантны и хотим, чтобы каждый нашел свое место в ЕС и был по-своему счастлив и благополучен, этот экзамен придется сдавать. И не уверен, что Латвия готова к нему как раз из-за того, что пенсии 200 евро, а пособия беженцам 256.


Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Виктор Ерофеев, писатель:

— В Евросовете есть руководитель — Дональд Туск, вот пусть он и работает со всеми странами Европы, решая вопрос с беженцами. В Евросовете вообще хорошо решаются все другие вопросы, поэтому я не думаю, что проблему с беженцами им не удастся решить. И нам не следует здесь ехидничать. Нам всем надо иметь в виду, что в Европу бегут за лучшей жизнью, а не за худшей. К нам же никто не бежит… В этом смысле Европа опять демонстрирует свое лидерство в мировой гуманитарной сфере. Они туда бегут, понимая, что там все решится, там все будет хорошо, а не только лагеря, слезы и несчастья. Мы должны относиться доброжелательно и позитивно к тому, что Европа готова размещать беженцев.


Бранко Влахович, собкор белградской газеты «Вечерние новости» в Москве:

— Проблемы беженцев должны решать всеми возможными способами те, кто виноват в том, что люди, жившие в спокойствии и достатке, вынуждены были покинуть свои дома. Те, кто дестабилизировал ситуацию в Косово, Ираке, Ливии, Сирии, кто пытается сделать то же самое в Египте. Это прежде всего США и их союзники в Европе. Этим странам пора понять, что их навязчивое желание внедрить свои образцы демократии в чуждой для этого среде, заставить всех «кушать гамбургеры» ведет к хаосу и создает проблемы самим западным государствам. Европа, столкнувшаяся с потоком беженцев, это в полной мере сейчас ощущает на своей шкуре. Пора понять и то, что такое необдуманное вмешательство в дела других государств играет на руку всяким бандитам из «Исламского государства» и прочих воинствующих групп.


Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований НИУ-ВШЭ:

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

— Я не сомневаюсь, что Европа справится с нынешней волной миграции и сделает правильные выводы на будущее, как поступать в таких критических ситуациях. Конечно, это потребует много сил и средств, но проблема будет решена. Однако сказать точно, где и как использовать прибывших в Европу беженцев, сейчас невозможно — неизвестны структура, языковая подготовка и профессиональные компетенции этих людей. Через месяц-другой европейцы с этим разберутся и поймут, как использовать новые рабочие руки, как их накормить, разместить в лагерях, а кого-то, возможно, вернуть назад в страны, из которых они прибыли.


Владислав Белов, заместитель директора Института Европы по научной работе:

— Решать проблемы беженцев в первую очередь должны страны, в которые они бегут – в другое социально-экономическое и на самом деле чуждое им культурно-историческое пространство. Пока будут сохраняться проблемы в тех регионах, где есть военные конфликты, где есть бедность, где есть насилие над гражданами, поток не прекратится. Что делать, если поток не прекращается? Нужно смягчать первую негативную реакцию. Тех беженцев, которые достигли Европы, должны принимать и размещать. Пока бюрократия Евросоюза что-либо решит, поток беженцев может разрушить общество изнутри. В границах стран это решают соответствующие провинции и регионы. На них тоже падает эта ответственность, причем в большей степени, чем на государства, так как для них эти проблемы наиболее актуальны. Что предпринимать после краткосрочных мер? – Неизвестно. Потому что миллионы беженцев на территории Евросоюза дают зеленый сигнал другим гражданам их стран: мол, что здесь все хорошо и нас принимают. И эта проблема не решается.


Александр Рар, немецкий политолог:

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Это должно делать руководство ЕС в Брюсселе, у него достаточно полномочий, чтобы справляться с этим. Оно должно объяснять своим странам, что ЕС — это не рай на земле, и там тоже бывает облачная погода. И сейчас над Европой «шторм». Такой, какого не было уже 25 лет. Это кризисы в Украине и Греции, возможный выход из ЕС Британии, а теперь еще и беженцы. И справиться с этим ЕС может только вместе. Каждая страна должна вносить свою лепту, а не перекладывать все на Германию и Францию. За последние 200–300 лет Европа все время сталкивалась с громадными потоками беженцев, и пока катастроф не происходило. Но нужно понять, скоро ли закончится эта волна. Есть мнение, что беженцы даже пойдут на пользу Европе. Например, в Германии население стареет, и уже лет через 20 некому будет содержать поколение рожденных в 60-е, когда в семьях было по 3–4 ребенка. Немецкие экономика и общество нуждаются в свежей рабочей силе. Вопрос только в культурных различиях. Насколько люди, выросшие вне европейских ценностей, а иногда и в среде, настроенной против них, смогут интегрироваться.


Евгений Гришковец, писатель, драматург, режиссер:

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Евросоюз вместе с Америкой и Россией. Людям, едущим сейчас в Европу, нельзя давать постоянное убежище, только временное. А когда мир в их странах будет восстановлен, возвращать обратно. Если мы хоть каким-то образом беспокоимся о Европе как об особом историческом и географическом явлении. Текущая ситуация — не просто угроза, а гибельная опасность для Европы. Нужны крайне непопулярные шаги. Беженцев нужно размещать только в специальных лагерях, помогать им, но ни в коем случае не встречать их с распростертыми объятиями, не устраивать цирк. Те же люди, что сейчас гладят их по голове и дают им шоколадки, уже весной будут стоять в пикетах и демонстрациях с требованием выгнать их. Можно вспомнить, как Европа радостно приветствовала беженцев из Чечни. Австрия устроила для них удобные поселки-лагеря, но никто там не остался, все уехали в Вену и т. п. И сейчас от них все стонут. Но то была капля в море, чепуха в сравнении с тем, что происходит сейчас. Говорят, что, мол, Великобритания вот примет 25 тыс., Франция — еще сколько-то. Но разве эти беженцы будут спрашивать, скольким приехать? Они никогда не спрашивали, что им делать и как себя вести. Сначала приедут одни, потом приедут их родственники. Сейчас в Брюсселе есть один район Схарбек, занятый марокканцами, а будет занято полгорода.

Группа «Прямая речь» ИД «Ъ»

Вся лента