Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 11%

Снижению помешала инфляция и риски охлаждения экономики

Совет директоров ЦБ сегодня ожидаемо сохранил ключевую ставку на прежнем уровне — 11%, учитывая увеличение инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики. Это вполне ожидаемое решение, считают аналитики. Особенно в преддверии предстоящего заседания Федеральной резервной системы (ФРС) США по ставке — разнонаправленная политика регуляторов привела бы к ослаблению рубля, и ЦБ в такой ситуации лучше выдержать паузу.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

О том, что совет директоров ЦБ сегодня оставил ключевую ставку без изменения на уровне 11%, сообщила пресс-служба регулятора. «Совет директоров ЦБ 11 сентября 2015 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11,00% годовых, учитывая увеличение инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики»,— говорится в его сообщении. «В августе произошло значительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. Под воздействием курсовой динамики выросла инфляция и инфляционные ожидания,— отмечает ЦБ.— Произошедшее снижение курса рубля продолжит оказывать влияние на цены в ближайшие месяцы. Однако относительно жесткие денежно-кредитные условия и слабый внутренний спрос приведут к дальнейшему снижению годовой инфляции». По прогнозу Банка России, годовой темп прироста потребительских цен в сентябре 2016 года составит около 7% и достигнет 4% в 2017 году, чему будет способствовать проводимая денежно-кредитная политика.

Ранее ЦБ предупреждал, что будет принимать решения об уровне ключевой ставки «в зависимости от изменения баланса инфляционных рисков и рисков охлаждения экономики». С начала этого года ЦБ пять раз пересматривал ключевую ставку, в результате она снизилась с 17% до 11%. На предыдущем заседании совета директоров 31 июля, когда ставка была снижена с 11,5% до 11%, Банк России уже отмечал, что баланс рисков по-прежнему смещен в сторону существенного охлаждения экономики, несмотря на некоторое увеличение инфляционных рисков. Однако в августе инфляция явно ускорилась. По данным Росстата, она составила 0,4%, тогда как Минэкономразвития прогнозировал в этом месяце дефляцию в размере 0,1%.

Скачок цен произошел в конце августа на фоне девальвации рубля. Курс доллара по итогам августа вырос на 7,5%, при этом в течение месяца рост достигал 20%. Курс доллара обновился максимум с декабря прошлого года, превысив отметку 71,5 руб./$. ЦБ уже не первый год, с тех пор как нацелился на таргетирование инфляции (цель по инфляции на 2017 год — 4%), вынужден балансировать между стабилизацией финрынков, таргетированием инфляции и облегчением экономического развития, отмечают эксперты.

Ранее аналитики прогнозировали, что ЦБ не станет менять ключевую ставку. «С одной стороны, снижение ключевой ставки облегчило бы доступ к кредитным ресурсам, что позволило бы в перспективе улучшить макроэкономический фон,— отмечает аналитик Нордеа-банка Денис Давыдов.— В то же время перед ЦБ стоит задача по таргетированию инфляции, которая не сбавляет своего давления, поэтому позиция ЦБ, не ставшего снижать ставку, выглядит вполне логично». Впрочем, для сохранения ставки на текущем уровне были и другие не менее важные факторы, отмечает он. «В частности, речь идет о предстоящем заседании ФРС США ровно через неделю, где также будет рассматриваться вопрос о ставке, и разнонаправленная политика регуляторов может привести к ухудшению позиций рубля и экономики в целом, росту инфляционного давления, поэтому лучше выдержать паузу»,— поясняет господин Давыдов.

Исходя из базового сценария ЦБ, прогнозная оценка стоимости нефти на ближайшие три года составит $50 за баррель. Помимо этого ЦБ рассматривает два сценария развития экономики на 2016-20188 году — оптимистичный и рисковый. В оптимистичном сценарии Банк России прогнозирует рост средней цены на нефть до $60 за баррель в 2016 году, до $70 за баррель — в 2017 году, до $75 за баррель — в 2018 году. Рисковый сценарий подразумевает снижение среднего уровня цен до $40 за баррель и ниже в течение трех лет. Все сценарии подразумевают сохранение финансовых санкций и ограничений импорта отдельных товаров на все три года.

В базовом сценарии ЦБ прогнозирует снижением темпов роста российской экономики и в 2016 году на уровне 0,5-1,0%. При этом в 2017 году будут достигнуты небольших положительные значения, а в 2018 году рост может составить 2,5-3,5%. При этом в следующем году инфляция снизится до 5,5-6,5%, в 2017 году достигнет 4% и сохранится вблизи этого уровня в 2018 году. В оптимистичном сценарии ожидается, что рост экономики начнется уже в 2016 году. К 2018 году темпы роста ВВП повысятся до 2,5-3,5%. В рисковом сценарии неблагоприятные внешние факторы обусловят более сильный и продолжительный спад инвестиционной и потребительской активности. Падение ВВП может углубиться в 2016 году (до 5%) и продолжиться в 2017 году. «Выход на траекторию роста в рисковом сценарии можно ожидать только в 2018 году»,— отметила госпожа Набиуллина.

Управляющий фонда KR Capital Николай Корженевский в эфире “Ъ FM”: «Долгосрочно Центральный банк, конечно, ставки снижать хочет. Это опять же видно из их сегодняшних заявлений. Во-первых, потому что ЦБ пишет о циклическом характере замедления экономики. Что значит циклический? Циклический — это тот, на который ЦБ может повлиять смягчением монетарной политики. Во-вторых, они сохраняют долгосрочные прогнозы по инфляции достаточно низкими, в частности, 4% на 2017 год. Ставка примерно должна быть равна темпам инфляции, соответственно, они подразумевают, что среднесрочные и долгосрочные ставки они, конечно, снижать продолжат». Читайте подробнее

Ольга Шестопал, Дмитрий Ладыгин


Почему Банк России не исключил осеннего ужесточения рецессии в экономике

Банк России, в конце июля ожидаемо снизивший ключевую ставку с 11,5% до 11% годовых, в августе впервые заявил о рисках углубления рецессии в ближайшие месяцы и возможном ухудшении прогноза ВВП. Если решение ФРС США поднять собственную ключевую ставку будет принято в сентябре, как ожидает рынок, осенью 2015 года и ЦБ, и правительству, возможно, придется уже не ожидать восстановительного роста, а распечатывать новый пакет антикризисных мероприятий. Читайте подробнее

Вся лента