«ЦБ предпочтет пока выжидать и наблюдать»
Регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 11%
ЦБ объяснил решение о сохранении ключевой ставки тем, что ослабление рубля в августе усилило инфляционные ожидания. По последним оценкам, годовые темпы роста цен составляют 15,8%. Ключевая ставка будет зависеть от баланса инфляционных рисков и рисков охлаждения экономики, пояснили в Банке России. Управляющий фонда KR Capital Николай Корженевский ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
— Рынок ожидал такого решения ЦБ. Судя по ситуации на валютном рынке, там нейтрально игроки на это отреагировали?
— Да, практически никакой реакции. Чуть-чуть ослаб рубль, буквально на несколько копеек.
— Чем все-таки руководствовался регулятор, принимая такое решение?
— Мне кажется, вы очень корректно отметили, что в первую очередь регулятор смотрел на инфляционную динамику. Меня это, конечно, несколько удивляет. Но пресс-релиз есть именно об этом. Это что означает? Это означает, что Центральный банк, может быть, рассматривал вопрос повышения процентной ставки как подачу некоего сигнала рынку. Это, конечно, очень интересно. То есть они пишут о том, что ставка не повышена с учетом охлаждения экономики, вот так это можно интерпретировать. Или, может быть, это некая уже слишком вольная формулировка. Так или иначе, Центральный банк явно не собирался снижать ставку на этом заседании, что, конечно, при прочих равных плюс для рубля. И теперь очень интересно, как сама Эльвира Сахипзадовна пояснит эти формулировки на пресс-конференции.
— Каковы перспективы и дальнейшие ходы, решения Центробанка — будет снижение ставки в октябре, декабре, если да, то насколько существенно это может быть?
— Долгосрочно Центральный банк, конечно, ставки снижать хочет. Это опять же видно из их сегодняшних заявлений. Во-первых, потому что ЦБ пишет о циклическом характере замедления экономики. Что значит циклический? Циклический — это тот, на который ЦБ может повлиять смягчением монетарной политики. Во-вторых, они сохраняют долгосрочные прогнозы по инфляции достаточно низкими, в частности, 4% на 2017 год. Ставка примерно должна быть равна темпам инфляции, соответственно, они подразумевают, что среднесрочные и долгосрочные ставки они, конечно, снижать продолжат.
А вот следующие тактические ходы, я думаю, что все-таки пока ставку оставят без изменений. Посмотрим, что будет происходить на внешних рынках, но нужно понимать, что неопределенность, связанная с этими факторами, крайне велика. Это, во-первых, политика Федрезерва, во-вторых, нефть. И снижать ставку в таких условиях в России несколько опасно. Я думаю, что ЦБ предпочтет пока выжидать и наблюдать.
— Сегодня Эльвира Набиуллина даст пресс-конференцию по вопросам денежно-кредитной политики. Поступают заявления от Центробанка, от прошедшего заседания совета директоров, видимо, итоги некие подводят. А вот как вы думаете, прозвучит ли от нее какая-то оценка состояния экономики, оценка, которая может существенно, например, отличаться от отчетов Минэкономразвития?
— Думаю, что какого-то оригинального взгляда Эльвира Сахипзадовна не предложит, и в целом цифры будут похожи на то, что говорит Минэкономики, ну и, собственно, сегодня в пресс-релизе Банка России тоже есть их собственные оценки, ориентиры экономической динамики. Мне интереснее, конечно, послушать, как глава Центрального банка специфицирует вот ту фразу, с которой мы начали обсуждение, фразу про то, что ставка не изменена, учитывая и охлаждение экономики в том числе. Слишком тут может быть много вольных интерпретаций. Надо, чтобы Эльвира Сахипзадовна пояснила, что имел в виду Центральный банк.