EasyJet прекращает полеты в Россию. Британский лоукостер объявил, что авиаперевозки по маршруту Лондон-Москва прекратятся с 21 марта следующего года на неопределенный срок. Причина — «значительное и устойчивое падение спроса на этом направлении». Такое заявление сделала сама авиакомпания. Сокращение спроса ЕasyJet отмечает на протяжении последних месяцев. Это обусловлено, в том числе, сложной ситуацией в российской экономике, а также ужесточением визового режима. После прекращения полетов по маршруту Москва-Лондон в Россию продолжит летать лишь один лоукостер — венгерский Wizz Air. Ирландский перевозчик Ryanair так и не начал полеты в Россию. Директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион» Валерий Вайсберг обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.
Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ / купить фото
— Что означает уход EasyJet для российского рынка? Насколько частыми были полеты перевозчика в Россию?
— Уход означает, что у россиян стало меньше возможностей дешево долететь до Лондона, хотя дешево — это относительно. Речь идет все-таки о том, что билеты были дешевыми без уплаты багажа. Поэтому преимущественно эта ситуация ударит по тем пассажирам, которые рассчитывали часто летать в Лондон на очень непродолжительное время.
— Насколько частыми были полеты лоукостера в Россию? Какую долю он занимал на рынке?
— Про долю мне сказать сложно, но между Гатвиком и Домодедово компания выполняла буквально несколько рейсов в неделю.
— Для EasyJet российский рынок — это существенная потеря? Какую долю занимал российский рынок?
— Если мы вспомним, почему EasyJet пришел, то он приходил, чтобы просто посмотреть на российский рынок, понять, насколько модель лоукостера приживется в России, насколько вообще технически и технологически российские аэропорты готовы к быстрому развороту самолетов. Хотя бизнес-план, который они представили британскому регулятору, содержал какие-то планы на прибыльность. Но я думаю, что все-таки основную задачу компания выполнила. Она посмотрела и поняла, как работать с российскими потребителями и с российскими аэропортами. Поэтому потери, наверное, несущественные.
— А эту нишу кто-то сейчас может занять? Будут ли желающие в этих экономических условиях?
— Если говорить буквально о последних месяцах, то ситуация, конечно, серьезно ухудшилась в связи с усилившейся девальвацией. Плюс, действительно, EasyJet правильно отмечает, что Великобритания ужесточила режим выдачи виз для россиян. Это, безусловно, сократило количество пассажиров, которые могли бы летать по маршруту. Вообще, принцип лоукостера — это все-таки страны, где такие препоны, как визы, являются минимальными, где есть спонтанный спрос. Поэтому, конечно, ожидать, что это место займет какой-то иной лоукостер, наверное, не приходится.
— Что касается венгерской компании Wizz Air, то какие у нее перспективы в России, как вы думаете?
— Это компания со сходной бизнес-моделью, очень похожей на то, что делал EasyJet. Но, опять же, это такой пробный шаг. Компания, точнее ее акционеры, имели в России уже опыт, они были инвесторами российского лоукостера, который прекратил свое существование — «Авианова». Они знают, как работать с Россией. Единственное, что компания работала на внутреннем рынке, на международных перевозках, конечно, рассчитывать на большие доходы, на большой пассажиропоток, наверное, тоже не приходится.