Стоп-менеджмент

Управляющий «ЭКС Авто» намерен оспорить две сделки Алексея Ярушина

В ходе разбирательства о банкротстве «ЭКС Авто» компания «Авто-Лайф» сообщила о факте приобретения у гендиректора автохолдинга Алексея Ярушина двух спорных участков по ул. Спешилова. Сделка была совершена в мае, до введения наблюдения, поэтому управляющий «ЭКС Авто» Аркадий Попов намерен оспорить ее в суде. Юристы говорят, что шансы оспорить покупку есть, если ее условия ущемляют права других кредиторов.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

В арбитражном суде Пермского края в рамках дела о банкротстве автохолдинга «ЭКС Авто» ведется разбирательство по заявлению ООО «Авто-Лайф» о снятии обеспечительных мер с имущества компании. Как указано в материалах суда, на последнем заседании «Авто-Лайф» сообщила о факте купли-продажи двух земельных участков площадью 9,7 тыс. и 24,1 тыс. кв. м по ул. Спешилова. Участки у Алексея Ярушина, гендиректора «Экс Авто», в конце мая 2015 года приобрела компания «Авто-Лайф», которая на данный момент владеет салоном UAZ на ул. Елькина, 14. Сам господин Ярушин до этого выкупил участки у ООО «Экс Авто». Согласно данным Публичной кадастровой карты, эти участки пустуют.

Арбитражный управляющий «Экс Авто» Аркадий Попов, по его словам, раньше об этой сделке не слышал. Он намерен оспорить сделку во время конкурсного производства, потому что она была совершена за шесть месяцев до введения наблюдения над холдингом, то есть в период подозрительности.

Эксперты пояснили „Ъ“, что сделку можно признать недействительной, если в ходе заседания удастся доказать, что она привела к изменению очередности удовлетворения требований кредитора или к погашению суммы долга раньше срока. В этом случае имущество будет передано покупателю или, если это невозможно, со сторон будет взыскана сумма ущерба.

«Практика показывает, что суды все чаще встают на сторону пострадавших кредиторов, — говорит юрист Артем Шилков. — Но в таком деле важны нюансы. Нужно узнать досконально условия сделки, выяснить реальную стоимость участков, определить заинтересованные лица. Может случиться так, что в „Авто-Лайф“ вовсе не знали о бесправности купли-продажи. Конечно, управляющий должен реализовывать имущество, но, может, он просто хочет узнать, куда и как были потрачены деньги».

Исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов подтвердил, что подобные заявления часто удовлетворяются. В случае с «ЭКС Авто», говорит он, должны быть учтены два условия: срок заключения и условия договора. Без доказательства противоправности условий сделка не будет отменена.

Суд назначил рассмотрение дела по снятию обеспечительных мер на 21 сентября, на нем стороной истца будут представлены документы по данной сделке. Аркадий Попов также сообщил, что суд и он сам будут добиваться информации о рыночной стоимости участков на момент приобретения. «Обременение не мешает хозяйственной деятельности компании, — комментирует он положение «Авто-Лайф». — Запрет был введен судом только на куплю-продажу имущества».

Ранее ООО «Авто-Лайф» стало еще одной компанией, открывшей бизнес в автосалоне «ЭКС Авто» (продажи UAZ). Общество также заявило о своих претензиях на часть имущества холдинга, на которое суд наложил обеспечительные меры по требованию арбитражного управляющего. Тогда Аркадий Попов подозревал, что сделки по купле-продаже обремененного имущества все-таки были.

По данным „Ъ“, ООО «Авто-Лайф» может быть близко к собственнику и гендиректору «ЭКС Авто» Алексею Ярушину. Директором и владельцем нового дилера UAZ является Людмила Воробьева, в автохолдинге она курировала продажи Lada. Госпожа Воробьева является также топ-менеджером ООО «Драйв-Авто», владельцем которого значится Иван Ярушин — по данным „Ъ“, сын владельца холдинга.

Напомним, холдинг «ЭКС Авто» и дочерние структуры сейчас проходят процедуру банкротства, отчет арбитражного управляющего состоится 16 сентября. Аркадий Попов намерен просить о продлении наблюдения на два месяца. Первое собрание кредиторов, по его словам, состоится в октябре.

Дмитрий Камаев

Вся лента