"Эффективно управлять можно только тем, что можно сосчитать"
Генеральный директор холдинга "Теплоком" Андрей Липатов в интервью корреспонденту BUSINESS GUIDE Юлии Чаюн рассказал о ситуации с задолженностью потребителей перед ресурсоснабжающими организациями, о том, какие проблемы решит создание единой информационной системы учета и об ответственности государства перед обществом.
BUSINESS GUIDE: Почему вы стали активно заниматься вопросом работы с задолженностью населения перед ресурсоснабжающими организациями (РСО)? Эта проблема стала острее в последнее время?
АНДРЕЙ ЛИПАТОВ: Аналитической работой и помощью государственным структурам, которые просят нас дать характеристику их работе, мы занимаемся давно. Когда речь идет о долгах между потребителями и ресурсниками, возникает спрос на квалифицированных экспертов, которые могут сказать, как обстоят дела на самом деле. Мы неоднократно обращались с предложением по созданию оператора коммерческого учета, который выступал бы неким аналитическим арбитром и давал бы рекомендации по долгам, обслуживанию узлов учета, созданию системы обработки и передачи данных. Инициатива исходит от бизнес-среды, и структура работала бы в интересах и государства, и населения. Мы также предложили схему коммерциализации этого оператора, чтобы он мог сам себя содержать. Пока реакции на это предложение не последовало.
BG: Что конкретно вас просят выяснить РСО?
А. Л.: Они просят нас объяснить, почему жилищный комитет Петербурга выдает одни цифры долга ресурсникам, а РСО публикуют другие цифры долга. Мы разбирались в фактических причинах возникновения задолженности.
BG: Какова сейчас задолженность в Петербурге?
А. Л.: По состоянию на первое июля 2015 задолженность за поставленные энергоресурсы у исполнителей коммунальных услуг перед РСО составила 19,67 млрд рублей, из них за теплоснабжение — 15,17 млрд рублей, за водоснабжение — 3,85 млрд рублей, за электроснабжение — 0,64 млрд рублей.
BG: А эта ситуация с задолженностью только для Петербурга характерна?
А. Л.: В Государственной думе есть экспертная секция, которая занимается задолженностями перед РСО, они обсуждают те же самые проблемы на уровне страны. Это проблема глобальна: непризнанных долгов за коммунальные услуги отдельными абонентами в стране на сотни миллиардов рублей.
BG: А в чем проблема с начислениями?
А. Л.: Если говорить про теплоэнергию, то до 2009 года все начисления задолженности абонентов осуществлялись по балансовой схеме. Ресурсник, имея утвержденный тариф, считал, сколько он отпустил тепла своим абонентам. Таким образом, неважно, сколько дошло до конечного абонента, все, что он отпустил, — это то, за что ему должны заплатить. Далее сетевая компания говорила, что она отпустила по сути столько, сколько ей передали, за вычетом нормативной издержки, которая составляла 13%. А абоненты, жильцы, утверждают, что им холодно и они не получили заявленное количество тепла. Иными словами, становится понятно, что метод этот порочен. Существует нормативный метод, в рамках которого предлагается считать потребление не от отпуска ресурсоснабжающей организацией, а от конечного потребителя. В этом случае считается то количество тепла, которое потребил абонент в соответствии с определенным нормативом, зависящим от количества зарегистрированных граждан (в жилом комплексе) и занимаемой площади. Таким образом, если у потребителя не установлен прибор учета, РСО пыталась соединить балансовый и нормативный методы, распределив единицу тепловой энергии на тех абонентов, у которых не установлены узлы учета тепловой энергии. Подразумевается, что весь объем не учтенного узлами учета тепла и воды потребили абоненты, где такие узлы учета не установлены. Управляющие компании говорят, что они начисляют по нормативу на тех, у кого нет счетчиков, исходя из количества квадратных метров и числа людей, которые там проживают. Но проблема в том, что у нас нет единой базы данных зарегистрированных граждан и фактически проживающих, нет системы подтверждения достоверности справок о временном отсутствии граждан в их квартирах, нет единой достоверной базы данных нежилых помещений, в том числе площадей помещений общего пользования в многоквартирных домах города. Все эти данные необходимы для определения суммы, которая взыскивается за потребление ресурсов с каждого объекта недвижимости. Мы не раз уже говорили, что эффективно управлять можно только тем, что можно сосчитать, а в этой ситуации у нас просто не посчитано то, чем город управляет. Любой источник, который скажет, что в Петербурге сейчас столько-то квадратных метров жилой площади, слукавит.
BG: Почему так медленно идет процесс подсчета?
А. Л.: Потому что это физически непросто сделать, процесс не автоматизирован. И это удивительно для Петербурга, который столько денег потратил на создание ВЦКП как единой системы сбора денег. Странно, что расчетный центр до сих пор не используется как структура, которая содержала бы в себе всю информацию о коммерческих и некоммерческих помещениях, о начислениях, о регистрации проживающих на жилплощади людей.
BG: А с чего нужно начать, чтобы разобраться в этой ситуации?
А. Л.: Нужно волевым усилием прекратить истерику по начисленным долгам ресурсоснабжающим организациям, потому что эта истерика связана с отсутствием данных. Необходимо все силы бросить на формирование единой базы данных, назначить ответственных за внесение в нее изменений, создать, наконец, единую систему выгрузки данных с приборов учета. Потребителями этой информации будут ВЦКП и РСО. Только тогда мы увидим, сколько реально по нормативу начислено абоненту и сколько нужно оплатить ресурснику.
BG: Как вы оцениваете деятельность комитета по энергетике и жилищного комитета для решения проблемы с задолженностью?
А. Л.: Меня удивляет, что они продолжают спорить относительно цифр, а не объединяют свои усилия и бюджеты для создания информационной системы, которая закрыла бы эту проблему в принципе. Даже если мы начнем работать сейчас, за год мы сможем собрать статистику, создание информационной системы займет еще год, на ее объединение с системой выгрузки данных с приборов учета потребуется еще год. Да, не быстро, но мы же не только для себя живем.
BG: В чем основная опасность игнорирования этой проблемы?
А. Л.: Я думаю, что предприятия города не смогут в силу сложившейся судебной практики довзыскать по балансовому методу эту разницу, но они продолжат ее накапливать. Это приведет к тому, что резко ухудшатся экономические показатели города. Приведу пример: в прошлом году некое предприятие в отчетности указывало этот долг как возможный к возврату и платило за него налог на прибыль, а в этом году оно списывает долг как невозможный и просит у города вернуть уплаченный налог. И городу нужно будет изыскивать средства, чтобы массово вернуть налоги, начисленные за эти долги. Самое страшное, если проблему не осознают. Нельзя молчать в этой ситуации, так как долги не сокращаются, они растут как снежный ком. То, что сейчас происходит, я называю схемой кредитования государства за счет подрядчиков. Условно объем долга перед подрядчиками является суммой, на которую предприниматель кредитует государственное учреждение. По сути — эта сумма определяет объем неэффективного управления государственного аппарата.
BG: Какой предпринимательский интерес "Теплокома" в этой ситуации?
А. Л.: Для того чтобы единая информационная система работала, необходимо, чтобы были задействованы узлы учета, чтобы получить четкую картину. Например, можно внедрить поквартирную систему учета. Если все абоненты будут иметь приборы учета, тогда не будет никакого недопонимания со стороны ресурсников, куда же ушло тепло, которое якобы не учтено. Закон N 261 говорит, что приборы учета устанавливаются только в отношении объектов, которые имеют нагрузки больше, чем 0,2 Гкал/ч. Это означает, что закон заведомо запрограммировал ошибку: приборы учета не устанавливают в домах с нагрузкой меньше 0,2 Гкал/ч, управляющие компании автоматически перекидывают на домохозяйства без приборов учета ресурсы, которые не были потреблены хозяйствами с приборами учета. Получается, что нагрузка у них якобы выше, чем описанное в законе количество тепловой энергии в 0,2 Гкал/ч. Это просто смешно, и людям придется как-то доказывать, что они не потребляют столько. Причем они смогут это доказать, просто установив прибор учета. Предпринимательская идея здесь очень проста, мы и городу помогаем, и компания деньги зарабатывает. По нашим оценкам, в Петербурге еще у 20% домов нет приборов учета, при этом надо учитывать, что где-то приборы учета установлены по старым правилам, которые сейчас не работают, где-то сами приборы устарели и не прошли поверку. В любом случае, коммерческий интерес реализуется только тогда, когда предложение выгодно потребителю.