На одном кластере далеко не уедешь
Администрация Петербурга несколько лет назад начала активно развивать автомобильный кластер. Продвигается чиновниками и кластер медицинский. Однако в среде экспертов есть скептики, которые полагают, что ставить экономику на кластерные рельсы — опасно, закрепление региона в одной отрасли может подкосить экономический "иммунитет" города.
Кластер — это объединение на одной территории группы различных предприятий, взаимосвязанных между собой либо поставками друг другу продукции, либо оказанием друг другу каких-либо услуг, либо и тем и другим одновременно. Как правило, эти предприятия работают в одной отрасли, хотя это и не обязательное условие. Преимущество кластера заключается в нескольких вещах. Во-первых, в нем может быть выстроена полная производственная цепочка, от первичной переработки сырья и материалов до производства готовой продукции. Во-вторых, объединение в кластере ряда предприятий, которые последовательно будут передавать произведенное друг другу, позволяет снизить транспортные издержки, а значит, делает привлекательными в ценовом отношении как промежуточные виды продукции, так и конечный товар. В-третьих, кластеру требуются самые различные виды товаров и услуг, а это шанс для многих местных компаний предоставить их ему, в том числе и для малого и среднего бизнеса, то есть наличие кластера является благом для развития местной экономики. Конкретное количество предприятий в кластере не важно, сколько бы их ни было, главное, чтобы между ними было сотрудничество, которое приносило бы им всем пользу.
"В Санкт-Петербурге в определенной мере начал функционировать автомобильный кластер, когда в городе и в прилегающих районах Ленинградской области расположились заводы по производству автомобилей и сопутствующие предприятия по производству автокомпонентов. Кроме того, есть необходимая инфраструктура по поставкам деталей, логистические мощности, а также инфраструктура реализации готовой продукции", — говорит Андрей Амосов, руководитель офиса компании JLL в Санкт-Петербурге. К сожалению, констатирует эксперт, в последний год автокластер существенно сжался: закрыл свой завод концерн GM, сократил производство Ford, так и не состоялся проект "Е-авто".
По мнению господина Амосова, в Петербурге также активно развивается инновационный территориальный кластер радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. При этом сформированные в Северной столице индустриальные кластеры являются высокотехнологичными и инновационными. В Петербурге также существует большой судостроительный кластер.
Потенциал есть
"В городе созданы условия для развития не только промышленных кластеров, но есть потенциал и уже разрабатываются подходы к активному включению туристических ресурсов и структур в формирование точек роста экономики региона за счет привлечения зарубежных и российских туристов", — говорит генеральный директор ООО "Дудергофский проект" Василий Вовк.
В значительной степени начинает давать отдачу ставка на фармацевтический кластер. Наличие высококвалифицированной рабочей силы и научного потенциала является критичным фактором для функционирования фармкластера. "Мы видим, как даже в кризис наблюдается спрос со стороны фармацевтических компаний к недвижимости (прежде всего офисной и складской), а недавно Bayer и "Полисан" объявили о сотрудничестве и производстве на мощностях завода в Петербурге рентгеноконтрастных препаратов", — говорит господин Амосов. При этом он отмечает, что проект организации кластера деревообрабатывающей промышленности не вырос во что-то значимое для города.
Василий Вовк говорит, что в части разработки экономической и социальной политики индустриальный кластерный подход реализуется в различных программах и регионах, что было актуализировано с принятием ряда нормативных документов. "В первую очередь следует отметить, что в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ указывается на необходимость создания сети территориально-производственных кластеров, целью которых должна стать реализация потенциала территорий для ускоренного инновационного развития", — сообщает господин Вовк.
Некоторые эксперты считают, что индустриальные кластеры являются своеобразными точками роста региональной экономки, и они могут рассматриваться как один из наиболее прогрессивных механизмов организации хозяйственной деятельности, поскольку позволяют сконцентрироваться на определенной сфере, для эффективного функционирования которой сосредоточены разнообразные ресурсы на отдельно взятой территории. "Такая концентрация ресурсов, с одной стороны, позволяет, а с другой — стимулирует организации и предприятия различного профиля, специалистов, инфраструктурные системы разрабатывать и реализовывать проекты именно в данной сфере экономической активности", — полагает господин Вовк.
Сомнительная панацея
Впрочем, в среде экспертов есть и скептики. "Сейчас слово "кластер" употребляется так часто, что, во-первых, уже приелось, а во-вторых, кластеры стали считать панацеей, но это не так. Да, объединение на одной территории взаимосвязанных компаний, работающих в одной отрасли, действительно может быть эффективнее, чем разрозненные предприятия, находящиеся на большом удалении друг от друга, но связанные, тем не менее, между собою производственными связями. Однако это происходит не всегда. Более того, существует точка зрения, что кластеры, наоборот, не диверсифицируют местную экономику, а закрепляют ее в одной отрасли, снижая тем самым ее "иммунитет" против кризисов и прочих экономических потрясений", — рассуждает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".
Тем не менее многие кластеры, существующие сегодня в стране, успешны. У них есть заказы, налажено эффективное взаимодействие между предприятиями, входящими в кластер, растут обороты. Но стоить помнить, предупреждает господин Баранов, что делать ставку только на кластеры — это неверно. "Любое доминирование той или иной экономической модели (метода) для экономики не благо, то же относится и к кластерам", — утверждает эксперт. Господин Баранов считает, что планы по развитию новых кластеров в Петербурге вряд ли осуществимы.
"Что касается появления кластеров в Санкт-Петербурге, то вряд ли это возможно. Во-первых, в городе вряд ли найдется столько места, чтобы создать несколько производственных кластеров. Во-вторых, в промышленности города за ее многовековую историю уже сложилась своя специализация, есть отрасли, которые получили наибольшее развитие. Между предприятиями города образовались устойчивые связи, и вряд ли новичку со стороны удастся встроиться в них. Наконец, и это главное, город активно выводит промзоны за городскую черту, занимается их реновацией, и вряд ли городские власти будут на месте одних промзон создавать другие, тем более что вряд ли это одобрят жители города. Кроме того, учитывая стоимость всех ресурсов в Петербурге, создавать промышленные кластеры здесь будет слишком дорого, а окупаться эти инвестиции будут долго. Все, что можно сделать в данном случае, — это поддерживать и сохранять те предприятия, что уже есть в городе или за городской чертой, помогать им поддерживать те связи, которые сложились между ними. Если все же в городе будут появляться новые предприятия, то вряд ли они будут крупными, скорее это будут инновационные предприятия, занимающиеся мелкосерийным производством, а для них город сможет найти место в еще сохраняющихся промзонах, используя те производственные помещения, что там остались", — рассуждает господин Баранов.
Василий Вовк отчасти с этим мнением согласен: "В Петербурге нет пока развернутой кластерной политики, не сформирована единая концепция развития кластеров с учетом всего спектра отраслевых направлений и сфер деятельности. Создание и реализация подобных концепций возможны только при активном участии городских властей и бизнеса для развития индустрии в Петербурге и в стране в целом".
Подготовить почву
Во многом формирование индустриальных кластеров стимулирует появление индустриальных парков — именно там появляется возможность размещать по соседству производителей, специализирующихся на одном направлении.
Так, для стимулирования создания автомобильного кластера власти Петербурга сами вложились в инженерную подготовку индустриального парка в Шушарах, затем уже к процессу подключились частные инвесторы.
"В последние годы активного движения с точки зрения организации новых производственных кластеров не видно. На старых мощностях новое производство создать очень сложно, тем более сложно создать высокоэффективное производство, а только для таких компаний целесообразно разделение на несколько этапов производственной цепочки, что подразумевается под кластером. Если бы активнее шел процесс редевелопмента старых промзон, мы бы увидели позитивные сдвиги. Пока же все занимают свои прежние площадки, вести речь об этом бессмысленно", — сокрушается господин Амосов.
Алексей Пятков, старший консультант департамента складской и индустриальной недвижимости компании Colliers International в Санкт-Петербурге, согласен с коллегой: "Спрос на земельные участки со стороны индустриальных инвесторов остается на низком уровне".
Как отмечает господин Пятков, участки в индустриальных парках пользуются меньшим спросом, чем готовые площадки. Тем не менее в 2015 году есть примеры таких сделок. При этом, отмечает он, производственные компании активно ищут готовые объекты для размещения своих площадок. Это позволяет запустить производство в кратчайшие сроки, тогда как приобретая земельный участок в индустриальном парке, необходимо строить производственное здание с нуля. Однако рынок пока не в состоянии удовлетворить этот растущий спрос, так как в городе мало качественных, готовых к въезду объектов, подходящих под требования такого типа арендаторов.
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня имеется 15 индустриальных парков. Развитие этих площадок происходит неравномерно. Есть территории, которые развиваются и пополняются резидентами уже на протяжении нескольких лет. Их количество невелико, это пять-шесть парков. Другие площадки находятся в стадии освоения земель, планирования или начального строительства.
Индустриальный парк сегодня в среднем занимает территорию 80-100 га. Потенциально на 100 га может разместиться до 300-500 тыс. кв. м индустриальной недвижимости
Аналитики отмечают, что в городе остро востребованы небольшие производственные помещения площадью 500-1500 кв. м. Также остается спрос и на приобретение земельных участков площадью до 1,5 га в промышленных зонах города для размещения небольших производств.
"Для успешного развития индустриального парка и повышения его конкурентоспособности он должен быть изначально оснащен инженерными коммуникациями (электричество, водоснабжение, тепло, газ). Риски или проблемы состоят в том, что подключение коммуникаций требует больших начальных вложений от собственника индустриального парка, но при этом не гарантирует стопроцентной успешности данного индустриального парка. В условиях экономического роста и роста промышленного производства индустриальные парки с удачной локацией, грамотной концепцией, оснащенные инженерными коммуникациями, будут пользоваться спросом у производственных компаний", — говорит господин Пятков.
"Российский промышленник" соберет специалистов в "Экспофоруме"
XIX международный форум "Российский промышленник" 7-9 октября 2015 года соберет на площадке нового конгрессно-выставочного центра "Экспофорум" ведущие компании отрасли, которые представят свои достижения в станкостроении, металлообработке, машиностроении, робототехнике, светотехнике и других сферах промышленности.
Форум в этом году представит экспозиции, посвященные металлообработке, лазерному оборудованию, робототехнике, инновационным технологиям, светотехники, промышленной электронике, гидравлике и пневматике.
В рамках деловой программы специалисты, в числе которых представители региональных госорганов, промышленных предприятий и бизнес-структур, обсудят вопросы импортозамещения, инвестиционной и инновационной деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на промышленных предприятиях, перспективы развития региональных кластеров и станкоинструментальной промышленности.
"Российский промышленник" проводится одновременно с Международным петербургским инновационным форумом и Петербургским международным газовым форумом (они также проходят в "Экспофоруме").