Обещать не значит смягчиться
ФАС отстаивает жесткие правила допуска монополистов на рынок
Бизнес обнаружил, что обещания ФАС смягчить норму о регулировании правил доступа на рынок для частных компаний-монополистов не выполнены. Поправки к закону о защите конкуренции будут рассмотрены сегодня Госдумой во втором чтении в жесткой версии ФАС — согласно ей, правительство сможет вводить правила доступа для бизнеса, занимающего 70% любого рынка, на неограниченный срок. Опрошенные "Ъ" юристы выступают на стороне предпринимателей — однако в ФАС ссылаются на успехи в борьбе с госмонополиями и намерены развивать их на всех рынках.
ФАС, несмотря на ранее данные обещания, не учла возражения бизнеса при подготовке поправок к четвертому антимонопольному пакету — сегодня он проходит второе чтение и позднее существенных изменений не претерпит. Служба намерена внести в закон о защите конкуренции поправки, распространяющие действие правил недискриминационного доступа (ПНД) на частные компании,— ранее они применялись только к госмонополиям ("Транснефти", "Газпрому" и т. д.). Согласно поправкам, в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением Белый дом наделяется правом введения ПНД к ее товарам. Для этого доля монополиста должна превышать 70% любого рынка, ограниченного территориально (от РФ до муниципалитета) и номенклатурно (рынок бензина, муки и т. д.).
Сами ПНД должны содержать перечень товаров и данных об условиях их обращения на товарном рынке — ценах, возможном объеме производства или продажи и существенных условиях договоров о поставках. Также правила будут описывать "порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления уровня их обеспечения и очередности" и "могут содержать" требование продажи дефицита на торгах.
Предприниматели протестуют против нормы с осени 2014 года. Понимая, что ФАС настоит на принятии поправок, РСПП и "Деловая Россия" предлагали ограничить ПНД только федеральными рынками (то есть в пределах всей территории страны) и зафиксировать срок их введения — шесть месяцев. ФАС обещала доработать проект, но в поправках нет ограничений ни по объему рынка, ни по сроку действия ПНД. Единственное дополнение к ст. 1 закона о защите конкуренции, посвященной этому вопросу,— уточняющее: компаниям финрынка ПНД должен утверждать ЦБ.
Юристы констатируют, что эта редакция — проблемная: "Поправки не устанавливают срок действия акта правительства. Вероятно, было бы целесообразно предусмотреть и возможность отмены конкретных ПНД при изменении ситуации на рынке. Но это не препятствует правительству, ФАС или бизнесу выступить с таким предложением",— говорит советник антимонопольной практики адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Нумерова. "Правительство может установить этот срок или условия отмены ограничений при принятии акта о ПНД. Или компания при снижении ее доли может обратиться в ФАС и правительство с предложением отменить ограничения. Но это не дает бизнесу гарантий, что ПНД будут отменены",— возражает глава антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. По его словам, критично не только отсутствие срока, критично само введение ПНД. "Когда рынок поделен 70% на 30%, есть шанс, что он сможет сам отрегулировать ситуацию,— и, может, стоит дать ему шанс,— говорит он.— Одного случая злоупотребления недостаточно, чтобы сразу применять ограничения. Должны быть и другие критерии — повторное нарушение или же введение ПНД на небольшой срок, чтобы посмотреть, как будет развиваться рынок". Однако ПНД позволяют не возбуждать множество антимонопольных разбирательств по каждому поводу, а установить правила сразу для товарного рынка, что удобно ФАС и покупателям. "Но когда конкуренция на рынке все же есть, я бы выступил за "постконтроль", чтобы ФАС разбиралась с каждым конкретным нарушением",— говорит юрист.
В ФАС ссылаются на эффективность ПНД для госмонополий — они "существенно упрощают доступ потребителей" к их товарам и услугам, "делая его максимально понятным и открытым". "К сожалению, такие правила действуют не во всех монопольных сферах. По нашему мнению, существенно сократить нарушения в отдельных монопольных секторах экономики могли бы аналогичные правила недискриминационного доступа, утверждаемые правительством",— сообщили "Ъ" в службе, не вдаваясь в подробности.