Перегородки на высшем уровне
Беженцы ставят под вопрос Шенгенское соглашение
Власти стран Евросоюза в понедельник предприняли решающую попытку найти выход из крупнейшего миграционного кризиса с момента Второй мировой войны. Однако практически все, что удалось согласовать министрам,— это начало второй фазы операции по борьбе с перевозчиками мигрантов, подразумевающей досмотр их судов в международных водах. Инициатива введения квот на перераспределение беженцев по-прежнему вызывает недовольство Великобритании и стран Восточной Европы. В условиях тупика за столом переговоров руководство ряда государств во главе с Германией решило взять инициативу в свои руки и ввело контроль на границах. С подобной проверкой на прочность Шенгенское соглашение — один из краеугольных камней евроинтеграции — сталкивается впервые. Введение паспортного контроля в перспективе может серьезно осложнить жизнь и обычным туристам, путешествующим по Европе.
Осторожно, границы закрываются
Шенгенское соглашение предусматривает возможность временного закрытия внутренних границ в крайних ситуациях. По мнению властей целого ряда стран ЕС, именно такой момент сейчас и настал: наплыв беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки приобрел лавинообразный характер.
В воскресенье контроль на границе с Австрией ввела Германия. Вслед за этим аналогичные меры приняли сами австрийцы, а также власти Чехии и Словакии. Ввод проверки паспортов на границе со Швецией анонсировал в понедельник глава финского МВД Петтери Орпо, отметив: «Ситуация с беженцами в Северной Финляндии не поддается контролю». О «точечных проверках» на границах заявила и полиция Нидерландов. К охране границ привлекаются не только стражи правопорядка, но и военные — например, в Австрии на эти цели было мобилизовано 2 тыс. солдат. Ярче всех происходящее охарактеризовал госсекретарь Бельгии по вопросам убежища и миграции Тео Франкен: по его словам, введение погранконтроля в шенгенской зоне приобретает «эффект домино».
Цель проверок — сокращение потока беженцев в Германию через Сербию и Венгрию. В пресс-службе Еврокомиссии в понедельник заверили агентство ТАСС, что новые меры «не скажутся на перемещении лиц с действующими шенгенскими визами». Впрочем, тут же после этого собеседники агентства добавили: на отдельных пунктах пересечения границы «могут возникать логистические сложности, связанные с появлением определенного времени ожидания» на погранконтроле.
Венгерские передовики
Дальше всех на данный момент пошли власти Венгрии, решившие закрыть границу тремя способами: физическим, юридическим и «человеческим». Помимо низкого ограждения из колючей проволоки, которое существует сейчас и которое мигранты с легкостью преодолевают, строится и четырехметровый забор. Его возведение должно быть закончено на месяц раньше изначального срока — к началу октября.
Кроме того, с 15 сентября в Венгрии вступает в силу пакет законов, которые признают нелегальное пересечение забора преступлением (а не правонарушением, как раньше) и дают право посадить нелегала в тюрьму на срок от трех лет.
Под человеческим фактором же стоит понимать увеличение числа полицейских на границе — до 3,8 тыс. к концу сентября. На границу также будут отправлены не окончившие обучение курсанты полицейских училищ и солдаты. При этом сегодня венгерский парламент обсудит введение на территории Венгрии режима «кризисной ситуации, вызванной массовой миграцией». Такой шаг даст полиции и армии большие полномочия.
По мнению юриста венгерской правозащитной Хельсинкской группы Юлии Иван, закрытие границы подобными способами противоречит Женевским конвенциям. Как рассказала “Ъ” эксперт, согласно этим соглашениям, «нельзя наказывать беженца за такое действие, которое он совершает, чтобы спасти свою жизнь». Однако на то, чтобы Брюссель помешал введению этой нормы в Венгрии, требуется немало времени — вначале нововведение должно быть рассмотрено Европейской комиссией.
Отныне у беженцев, добравшихся до границы с Венгрией, будет небольшой выбор: рисковать и перелезать через забор нелегально или попадать на территорию страны через специальные пункты приема беженцев. Их на 175-километровую границу будет около десяти. В пунктах приема прибывающих людей будут регистрировать сотрудники миграционной службы. Если желающих получить статус беженца будет много, им придется ждать своей очереди на сербской территории.
Правозащитники обращают внимание на то, что «фильтрация» мигрантов на границе неэффективна и негуманна, а также припоминают неудачный пример Греции, которая пыталась ввести часы работы приемных пунктов для беженцев, но потерпела поражение. «На сербской территории семьи будут стоять с маленькими детьми на холоде и ожидать своей очереди — и надо представить себе тысячи людей,— заявила “Ъ” Юлия Иван.— Достаточно вспомнить пример Греции, где только в один день на неделе можно было подать заявление на статус беженца и где миграционная система просто разрушилась, чтобы понять, насколько эта мера непродуманна и неэффективна».
Квотам на беженцев ищут смысл
«Европа находится в ступоре,— заявил “Ъ” глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— Европейцы изначально отреагировали на кризис с мигрантами достаточно неожиданно. Вместо полицейских кордонов они распахнули ворота и пригласили всех к себе. Главными апологетами этой политики были Берлин и Еврокомиссия. В Восточной Европе и Прибалтике такое радушие было воспринято с недоумением». Вместе с тем сейчас, по словам эксперта, «спад поддержки политики открытых дверей для беженцев идет даже в Скандинавии и Германии».
Председатель Европарламента Мартин Шульц в понедельник заверил, что введение проверок на границах не поможет разрешить кризис с беженцами. Действительно, согласно шенгенскому законодательству, максимально допустимый срок введения такой меры — два месяца. Таким образом, уже к середине ноября странам ЕС придется либо реформировать Шенген, либо решаться на другие не менее радикальные меры.
Вместе с тем устраивающий всех выход из ситуации пока не просматривается. Перед понедельничным заседанием глав МВД стран—членов ЕС в Брюсселе открыто говорили о его исторической значимости. Представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас, например, дал понять: на встрече ни много ни мало будет решаться судьба Шенгена.
Впрочем, заранее было ясно, что шансы на прорыв минимальны. В центре внимания было предложение Еврокомиссии о том, что 28 стран ЕС должны принять 160 тыс. мигрантов — каждая в соответствии с утвержденной обязательной квотой. При этом в июне с огромным трудом было получено согласие на распределение всего 40 тыс. мигрантов из Греции и Италии. С тех пор де-факто ничего сделано не было. В понедельник министры подтвердили свое прежнее решение, пообещав при этом в ближайшее время все-таки начать распределение по территории ЕС примерно 32 тыс. беженцев.
Наиболее критично к идее квот по-прежнему настроены страны Восточной и Центральной Европы. Статс-секретарь польского МИДа по делам ЕС Рафал Тшасковский в понедельник предупредил: если Брюссель, вопреки мнению ряда стран, введет квоты, ЕС столкнется с «институциональным кризисом». «Мы примем столько беженцев, сколько сможем себе позволить: ни одним больше и ни одним меньше»,— подтвердила премьер Польши Эва Копач. Варшава согласна на 2 тыс. мигрантов, в то время как предложение Еврокомиссии предусматривает квоту почти на 12 тыс. человек. Глава МВД Словакии Роберт Калиняк был еще более радикален, заявив об абсурдности предложения Брюсселя: «Квоты не имеют смысла, поскольку мигранты не будут их соблюдать. Они через несколько дней переедут в ту страну, куда хотят попасть». Против инициативы традиционно выступила и Великобритания.
На фоне тупика на переговорах по квотам ключевое решение дня приняли министры иностранных дел, собравшиеся в Брюсселе на отдельное заседание. Они договорились начать вторую фазу военно-морской операции в Средиземном море, предполагающую задержание и досмотр судов перевозчиков мигрантов в международных водах. Самих контрабандистов при этом будут передавать правосудию.
Напомним, что в июне был дан старт первому этапу операции, в рамках которого при помощи кораблей и беспилотников стран ЕС начался сбор информации о тех, кто обещает беженцам лучшую жизнь в Европе и за немалые деньги (от €2,5 тыс. до €12 тыс.) переправляет их на континент. К следующей фазе, однако, перейти будет крайне непросто. Дальнейшие планы ЕС предусматривают уничтожение судов, которые используются для переправки мигрантов, в том числе в территориальных водах Ливии. Но для этого потребуются санкция Совбеза ООН и, что еще более проблематично, согласие ливийских властей.
Пока же сторонники введения квот рассчитывают переубедить несговорчивых членов ЕС из Восточной и Центральной Европы. В интервью немецкому журналу Der Spiegel председатель Европарламента Мартин Шульц напомнил, что западноевропейские страны пришли на помощь своим восточным соседям, когда те потребовали защитить их от «российской угрозы». Теперь же от восточно- и центральноевропейских стран, по его словам, ждут «ответных шагов». «Солидарность — это улица с двусторонним движением»,— заявил он.
Павел Тарасенко, Михаил Коростиков; Мария Киселева, Будапешт