Неплохой выбор к чаю
Корреспондент „Ъ“ узнал, что может помешать подсчету голосов
Не на всех избирательных участках в Татарстане 13 сентября присутствовали наблюдатели от оппозиционных партий, которые могли бы проконтролировать подсчет голосов избирателей. На одном из таких участков в Казани, где результат Рустама Минниханова превысил 92%, побывал корреспондент „Ъ“ КИРИЛЛ АНТОНОВ.
На свой избирательный участок №365 Советского района Казани, который располагается в городском филиале Российской академии правосудия, я пришел почти к его закрытию. Проголосовав, показал удостоверение корреспондента „Ъ“ председателю УИК Елене Павловой и сообщил о желании понаблюдать за подведением итогов голосования. Она вначале потребовала редакционное задание, но услышав в ответ, что закон «не требует от журналиста никакого задания», взяла удостоверение для регистрации.
Председатель предложила мне сесть на скамейку в углу, которая, по ее словам, предназначена для наблюдателей. Здесь находилась лишь одна девушка — «от Минниханова», как сказала она. Год назад за выборами в Госсовет Татарстана на этом участке наблюдали сразу четыре человека от «Справедливой России» и КПРФ. Вчера в избирательном штабе компартии „Ъ“ сообщили, что отсутствие партийного контроля на данном участке — «скорее, единичный случай».
Видимо, в связи с фактическим отсутствием наблюдателей члены УИК в этом году быстрее справились с подсчетом бюллетеней, хотя бумаг было больше, чем в предыдущие годы: кроме президента казанцы выбирали депутатов городской думы по партспискам и в одномандатном округе. Комиссия, как заметил корреспондент „Ъ“, вопреки порядку, прописанному в законе, при сортировке бюллетеней не стала оглашать отметки избирателей, подсчет вела одновременно из разных стопок, не представляя бюллетени на «визуальный контроль всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов». По окончании закрепленные на стенде копии протоколов члены комиссии заполнить не посчитали нужным. К 21.30 все бюллетени были упакованы в полиэтиленовые мешки, а председатель УИК, записав какие-то данные в тетрадь, ушла в другое помещение здания.
Примерно через 40 минут ожидания я обнаружил госпожу Павлову вместе с другими членами УИК в соседнем помещении за чашкой чая. Почему не заполнялся протокол, председатель УИК не прояснила. «Вы же должны были сразу заполнить протокол. Вас не было 40 минут. Это же нарушение, вы разве не знаете?», — обратился я к госпоже Павловой. «Я все знаю, молодой человек», — ответила председатель УИК.
Когда протокол все-таки был заполнен, оказалось, что за Рустама Минниханова проголосовало 1852 человека (92,4%), за Хафиза Миргалимова — 67 (3,3%), Рушанию Бильгильдееву — 53 (2,6%), Руслана Юсупова — 30 (1,5%). На выборах в думу Казани подавляющее большинство голосов получила «Единая Россия» и ее представитель.