Три года без роста в полях
Правительство снижает виды на застрахованный урожай
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о трехлетнем плане госпрограммы по развитию сельского хозяйства. По нему страхование сельхозрисков с господдержкой на период до 2017 года должно распространяться на 12,5% посевной площади ежегодно и на 10% поголовья сельхозживотных. Новые плановые показатели на треть ниже итогов 2014 года — это объясняется нестабильной экономической ситуацией и чисткой рынка сельхозстраховщиков.
Как следует из плана выполнения госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, показатели в части страхования сельхозрисков с господдержкой будут считаться выполненными при охвате страхованием 12,5% посадочной площади и 10% поголовья животных. Такой ориентир задан на период 2015–2017 годов. Тем временем по итогам 2014 года охват застрахованных площадей в стране достиг 18%, сельхозживотных — 17%.
Снижение показателей не означает сокращения расходов бюджета на поддержку страхования в этой сфере, говорят представители страховщиков. Распоряжение правительства от 25 августа 2015 года сохраняет размер субсидий на страхование в растениеводстве на 2015 год на том же уровне, что и в 2014 году,— 5 млрд руб. «На 2016 год субсидии еще не выделены, но информации об их снижении нет»,— заявил “Ъ” президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.
С 2012 года объем ежегодной господдержки сельхозстрахования укладывается в диапазон от 4,4 млрд до 5 млрд руб. Все это время, по данным Минсельхоза, объем застрахованных площадей существенно не менялся: 18,5% — в 2012-м, 16,3% — в 2013-м и 17,7% — в прошлом году. «При этом страховые суммы и стоимость страхования посевов росли,— говорят в НСА,— драйверами были рост цен на сельхозпродукцию и тенденция к страхованию более дорогих сельхозкультур (подсолнечник и др.)».
Этой весной селяне столкнулись с рядом проблем: ростом стоимости кредитов (20–30% годовых), удобрений, средств химзащиты и топлива на 20–40%. Кроме того, в ряде случаев возникает разница в оценках рисков страховыми компаниями и местными властями. При этом под субсидирование попадают только утвержденные последними ставки на страхование, и сельхозпроизводитель, согласившийся на условия страховщика, не совпадающие с утвержденными, в итоге может получить меньше запланированной в 50% компенсации премии по договору страхования.
Учитывая все совокупности перечисленных факторов, плановые показатели правительства на будущие годы кажутся оправданными. «Государство осторожно оценивает развитие рынка агрострахования в ближайшие годы,— говорит президент НСА Корней Биждов.— Это продиктовано волатильной экономической ситуацией, невозможностью резкого увеличения субсидий».
Влияет на сокращение застрахованных площадей и уход неблагополучных страховщиков. В текущем году с рынка ушли девять специализированных на агростраховании компаний. «Усиленное внимание мегарегулятора к активам агростраховщиков объяснимо тем, что с 2016 года ожидается переход к единому объединению на рынке агрострахования с повышением контроля и надзора за состоянием фонда компенсационных выплат объединения и деятельности объединения,— заявил “Ъ” господин Биждов.— Благодаря усилиям Банка России можно говорить о том, что на рынке агрострахования наступило завершение этапа схемного страхования».
Между тем сценарий правительства оставляет на предстоящие два с лишним года 87% урожая без гарантированной компенсации потерь. В НСА, однако, уверяют, что оставшиеся после чистки рынка страховщики намерены превзойти плановые показатели правительства.