«Некоторые авиакомпании считают, что тучным не место на борту»
Перевозчики избавляются от сотрудников с лишним весом
Индийская авиакомпания отстранила от полетов каждого пятого сотрудника. Причиной дисквалификации стал избыточный вес персонала. О том, что бортпроводникам следует сесть на диету, перевозчик Air India предупреждал еще полтора года назад. Тех, кто не смог привести себя в норму, переводят в наземные службы или вовсе увольняют. Решение принято на основе рекомендаций Главного управления авиации Индии. В документе установлены нормы индекса массы тела для мужчин и для женщин. Вписать свою комплекцию в заданные рамки не смогли 125 человек из 600. Подробности — у Светланы Беловой.
«Обезжиривание» воздушных перевозчиков началось еще несколько лет назад с авиакомпании Turkish Airlines. 30 слишком пышных бортпроводников на полгода отправили в неоплачиваемый отпуск. Чтобы вернуться на работу, они должны были похудеть до заданных стандартов. Критерии профпригодности простые — рост в сантиметрах минус 100. Допустимая погрешность — 2 кг для женщин и 5 для мужчин.
Также этим летом от толстых сотрудников избавилась китайская Qingdao Airlines, а теперь и государственная авиакомпания Индии. Гонения на тучных устраиваются негласно, все-таки работодатель рискует столкнуться с исками о дискриминации и нарушении прав человека. Тайские авиалинии Thai Airways, например, отсеяли толстяков на тренировке по эвакуации пассажиров. По нормативу, члены экипажа должны вывести пассажиров из салона в течении 90 секунд после аварии. Грузные и неповоротливые, как правило, не справляются. В Таиланде таких бортпроводников переводят сначала на внутренние рейсы, а если они по-прежнему сохраняют лишние килограммы, отстраняют от полетов. В России авиаперевозчики тоже предпочитают стюардесс хрупкой комплекции, чтобы с тележкой между рядами легко порхала, пояснила гендиректор компания «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко.
«Это вполне функциональный технологический вопрос, потому что, допустим, на маленьких воздушных судах, в основном бизнес-авиации, но не только, — есть и регулярные перевозчики на малых расстояниях, которые летают между регионами, — у них тоже воздушные суда небольшой вместимости, и там действительно бывает даже невозможно протиснуться более или менее крупным бортпроводницам. Это создает проблемы для всех: и для нее, и для пассажиров», — отметила Мирошниченко.
Некоторые авиакомпании считают, что толстым вообще не место на борту — ни стюардессам, ни пассажирам. В Великобритании обсуждают введение предполетного взвешивания. Опросы показали, что 58% британцев согласны с такой процедурой (опрос от Holiday Extras). Соответственно, слишком тяжелым билет будет обходиться дороже. О таком взвешивании, кстати, месяц назад заявила государственная авиакомпания Узбекистана. Правда, позже объявление с сайта удалили. А вот компания Samoa Air взвешивает своих пассажиров уже два года и не собирается отказываться от этой практики. При покупке билета пассажир сам указывает свой вес и вес багажа, оплачивает билет по среднему тарифу. А перед вылетом, уже на стоя весах авиакомпании, либо доплачивают за излишки, либо получают скидку за стройность. Перевозчики давно говорят, что полные пассажиры обходятся слишком дорого. По подсчетам зарубежных экспертов, перевозка двух дополнительных килограммов веса, для компании, которая, например, делает три рейса в день из Сиднея в Лондон, стоит около $1 млн в год. К тому же, толстяки часто требуют для себя эксклюзивных условий. О таких случаях наслышан и врач-диетолог, руководитель «Клиники коррекции избыточного веса» Алексей Ковальков.
«Мне рассказывала пациентка, она весила около 200 кг, естественно, в кресло она не вмещалась. Она подошла и говорит: "У вас в билете есть ограничения по весу для пассажиров?", они говорят: "Нет ", удивленно захлопав глазками, и она говорит: "Тогда сажайте меня, мне абсолютно наплевать, как вы меня посадите, какой у вас размер кресел — у вас не было ограничений, я честно купила билет, вы меня честно должны доставить". И им нечего было делать, как предоставить ей бизнес-класс в самолете, где кресла широкие. Она так всегда летает, иногда ей два кресла дают сразу», — рассказал «Коммерсантъ FM» Ковальков.
Чтобы компенсировать неудобства от слишком тучных пассажиров, авиакомпании разработали несколько предложений — от продажи двух смежных кресел до налога на лишние килограммы. Но оптимальное решение нашла компания Airbus. Она разработала новые кресла — на 7 см шире стандартных. Их будут устанавливать, как обычно, в ряды, но при этом остальные два кресла сделают чуть поуже. В Airbus заверяют, что при такой компоновке не пострадает и штатное количество мест. В итоге, например, на лайнерах Airbus А320 из 180 кресел в эконом-классе 45 будут увеличенного размера.