Охранный маневр

Кто теперь будет сторожить государственную собственность

Охранник — по-прежнему одна из самых востребованных профессий в России, но охранный рынок вступил в эпоху перемен. Крепких мужиков на постах все чаще заменяют женщины или умные видеосистемы, а МВД снимает с охраны гособъектов и увольняет сразу более 40 тыс. сотрудников.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

От караула устали

1 ноября российская полиция снимает посты охраны более чем с 3 тыс. государственных объектов, среди которых хранилища Центробанка, музеи с особо ценными экспонатами, гидроузлы и ряд других точек, требующих повышенного внимания. Причина, по которой руководство МВД решило в одностороннем порядке расторгнуть договоры о физической (постовой) охране с рядом организаций,— плановое сокращение численности подразделений вневедомственной охраны МВД (ВО) на 43 тыс. человек (во исполнение мартовского поручения президента снизить численность сотрудников МВД на 10%). Почему львиная доля сокращений придется именно на ВО?

Все дело в масштабах. ВО до сих пор является крупнейшей структурой в МВД после внутренних войск (ВВ): 123 тыс. и 170 тыс. сотрудников соответственно; в ГИБДД, для сравнения, всего 93 тыс. При этом до 2010 года ВО вообще имела в составе 345 тыс. человек — часть сотрудников после тогдашнего сокращения уже в качестве гражданских перевели в созданное при МВД ФГУП "Охрана".

ВО охраняет государственные объекты, перечень которых определен постановлением правительства РФ, не безвозмездно, но и не по коммерческим расценкам. Тарифы в МВД нам не раскрыли, указали лишь, что они согласуются с Минфином. Параллельно ВО оказывает услуги по охране объектов, принадлежащих любым иным организациям и частным лицам, уже по рыночным ценам. Есть и другой существенный нюанс: ВО предлагает всем желающим со стороны лишь пультовую охрану — выезд группы быстрого реагирования на срабатывание сигнализации или нажатие "тревожной кнопки", а не посты на объектах.

Теоретически ВО могла бы быть самоокупаемой. Она таковой и была. Согласно исследованию Института проблем правоприменения, в 1993-2004 годах Главное управление вневедомственной охраны (ГУВО) действовало на принципах самоокупаемости, что позволило ему создать лучшую в МВД кадровую и техническую базу. С 2004 года ГУВО работает по сметно-бюджетной системе, то есть не может само распоряжаться заработанными средствами. В результате сегодня бюджетные затраты на содержание ВО более чем на 10% превышают то, что она зарабатывает.

Коллизия с безопасностью

"В апреле текущего года МВД проинформировало соответствующие федеральные органы исполнительной власти о проводимых мероприятиях по сокращению численности вневедомственной охраны полиции и прекращению договорных отношений на охрану подведомственных им объектов с 1 ноября 2015 года",— сообщили "Деньгам" в пресс-центре МВД. В качестве альтернативы со своей стороны МВД предложило оставить только пультовую охрану ВО, а при желании сохранить посты — заключить договор с ФГУП "Охрана". Другие варианты — создать и вооружить ведомственную охрану (разрешено ряду госучреждений), нанять частную, или просто отказаться от услуг охраны как таковых.

Весной к предупреждению отнеслись несерьезно. И после выхода указа президента от 13 июля 2015 года, утверждающего сокращение, никакой заметной реакции тоже не последовало. Зато с окончанием сезона отпусков чиновники опомнились. Первыми забили тревогу, потребовав оставить охрану, Минкульт и Центробанк. На запрос "Денег" о планах по организации охраны пресс-служба Банка России ответила: "Банк России предпринимает необходимые меры, направленные на сохранение действующего порядка". В ЦБ, однако, подчеркнули, что одновременно "ведется превентивная работа по возможному переходу к обеспечению сохранности ценностей и безопасности своих объектов силами иных субъектов".

10 сентября зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой наложить мораторий на прекращение полицейской охраны до выработки алгоритма предотвращения угроз. В обращении говорится, что создать ведомственную охрану, в частности, Росводресурсам и Минкульту России для охраны плотин и музеев невозможно "в силу бюджетно-финансовых и временных причин". Что касается привлечения частных охранных организаций (ЧОО), Хинштейн уверен: ЧОО не сумеют должным образом обеспечить безопасность. "Сотрудники вневедомственной охраны — полицейские, которые давали присягу. Плюс к этому, конечно, вопрос подготовки и прав сотрудников полиции, которыми частные охранники не обладают",— сказал Александр Хинштейн "Деньгам".

В МВД стоят на своем. "Что касается предложенного депутатами Государственной думы моратория на снятие вневедомственной охраны, то полагаем, что семь месяцев с момента уведомления администраций и собственников объектов о предстоящем расторжении договоров — это достаточный срок для понимания и осознания невозможности сохранения существующего порядка охраны",— сообщили "Деньгам" в министерстве. При этом в МВД отметили, что посты ВО полиции обеспечивали безопасность чуть более чем 3 тыс. объектов, тогда как с помощью технических средств — более чем 400 тыс.

Так что, через месяц экспонаты Эрмитажа и золотовалютные запасы ЦБ будут стеречь частные охранники? "Возникает правовая коллизия. Перечень объектов, охраняемых силами полиции, перечислен постановлением правительства. Чтобы расторгнуть с ними договор об охране, необходимо изменение этого постановления. На сегодняшний день постановление не менялось. То есть, когда в организацию приходит "письмо счастья" о расторжении договора с вневедомственной охраной и предложением заключить такой с ФГУП "Охрана", нужно просто обращаться в прокуратуру — охрану снять не имеют права, поскольку она определена правительством,— объясняет Хинштейн.— Поэтому посты в хранилищах ЦБ и других объектах, которые без охраны оставлять нельзя, конечно, будут сохранены, но комплектовать их будут сотрудниками других подразделений вневедомственной охраны — бойцами групп задержания". По данным депутата, на момент сдачи номера в печать уже было расформировано около 700 таких групп, а их снятие с дежурных частей — это ущерб для охраны общественного порядка. Но правовую коллизию, конечно, рано или поздно (возможно, уже до 1 ноября) уберут, сократив перечень объектов, подлежащих полицейской охране.

Внебюджетная охрана

Сокращение ВО МВД должно дать ежегодную экономию около 60 млрд руб. Однако выиграет ли в итоге бюджет? Расходы, скорее всего, просто повесят на другой карман. В России кроме ВО только одно вневедомственное охранное предприятие имеет на вооружении автоматическое оружие — это ФГУП "Охрана". И именно к нему за услугами обратятся те, кому необходима охрана серьезного уровня. Но ФГУП, хоть и принадлежит государству, действует как коммерческая структура. Само определяет стоимость своих услуг — выше госрасценок ВО. И, в отличие от ВО, заработанное в бюджет не переводит.

Простая замена полицейских на сотрудников "Охраны" на постах потребует от бюджета охраняемого ведомства, тоже государственного, дополнительных расходов. Замена ВО только на объектах Минкульта может заставить бюджет дополнительно раскошелиться в 2016 году на 1 млрд руб.

Для найма охраны государственных объектов, исключенных из списка подлежащих полицейской охране, придется объявлять тендер, в котором ФГУП "Охрана" должна участвовать на общих основаниях. Руководители частных охранных организаций (ЧОО) не сомневаются, что для тех, кто выбрал "Охрану", тендер не препятствие. "Допустим, задать условием конкурса штат ЧОО от 10 тыс.— у нас с такой численностью только "Охрана"; или наличие проблескового маячка на автомобиле, права на досмотр с помощью собак и т. п., чего в принципе нет у ЧОО",— комментирует президент холдинга структур безопасности "Русь" Роман Насонов.

Впрочем, по мнению депутата Хинштейна, большинству организаций, пока еще охраняемых полицией, не выделят средств, позволяющих держать прежнее количество постов — но уже с сотрудниками ФГУП "Охрана". Да они им и не нужны. В частности, столь серьезная охрана не требуется объектам вроде административных зданий. А это означает, что рынок частных охранных услуг получает для раздела приличный кусок пирога. "Норма расчета численности — около 5,6 человека на суточный пост. Увольняют 43 тыс. человек — получается, что на конкурс госзакупок будет выставлено более 7,5 тыс. постов",— говорит директор по службе компании "Дельта" Михаил Головтеев.

Вахтеры и роботы

По данным исполнительного секретаря Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД РФ Александра Козлова, сегодня в России в 23 тыс. лицензированных ЧОО работают около 750 тыс. аттестованных охранников. Плюс к тому есть и теневой сектор. "Помимо ЧОО еще примерно у 37 тыс. юридических лиц по коду ОКВЭД значится деятельность "Обеспечение безопасности",— рассказывает Козлов.— Сотрудников этих организаций можно встретить в магазине с бейджиком "контролер"". По данным Института проблем правоприменения, в 2010 году Россия занимала пятое место в мире по удельному количеству частных охранников (без учета ВО и ФГУП "Охрана"): 525 на 100 тыс. населения. Первая четверка: Венгрия, Бразилия, Болгария, ЮАР. Заметим, пять лет назад оценка численности персонала ЧОО была сродни нынешней — 720-750 тыс., с учетом этого мы и сегодня среди мировых лидеров.

Однако на рынке охраны происходят серьезные изменения. "Уже работают системы распознавания лиц входящих,— рассказывает директор агентства новостей охраны "Пульт" Александр Брежнев.— С тем, для чего раньше требовалось трое дежурных, теперь справится один. Пропорция эта действует не всегда, но в целом для охраны одного и того же количества объектов требуется меньше живых людей".

"При оптимальном использовании технических средств и физической охраны, затраты на охрану можно снизить на 30%. На складском комплексе нашего клиента охрану несли восемь сотрудников в круглосуточном режиме. После установки комплекса видеонаблюдения, сигнализации и системы контроля доступа удалось снизить количество сотрудников до пяти",— добавляет председатель совета директоров охранной группы "Дубровник" Игорь Сальник.

Охранные приборы, в отличие от живых охранников, не создают владельцу объекта специфических проблем, связанных с человеческим фактором. Серьезными имиджевыми потерями обернулась для торговой сети "Магнит" история со старушкой, умершей от инфаркта вследствие действий охраны магазина в феврале 2015 года. А летом в прессе обсуждались сразу три инцидента в магазинах сети "Пятерочка": в одном случае охранник применил электрошокер против семилетнего ребенка, в двух других охранники избили покупателей. После этих скандалов X5 Retail Group объявила, что "заменит охранников цифровыми комплексами безопасности и "тревожными кнопками"". "Деньги" связались с пресс-службой ритейлера, но никакой информации о реализации этой программы и ее концепции не получили. Эксперты говорят, что совсем отказаться от живых охранников еще никому не удавалось, во всяком случае в России. Такое возможно разве что в тех странах, где население брезгует воровством в магазинах. "Камера может передать информацию, но никто кроме живого человека не сможет кого-то задержать на выходе и досмотреть",— резюмирует специалист из "Дубровника".

И все же здоровый мужик на стуле при входе, проводящий время жизни за разгадыванием кроссвордов,— натура уже уходящая. Вместо него все чаще на вахте можно увидеть женщин предпенсионного возраста в униформе. "Охрана действительно расслоилась на высоко квалицированных вооруженных охранников 6-го разряда и всех остальных,— говорит Александр Брежнев.— Наблюдается тенденция, когда на объекте устанавливается "тревожная кнопка" и в лучшем случае сажается вахтер или контролер, а вооруженные профессионалы — в группах быстрого реагирования, они приезжают по вызову вахтера. Острые ситуации возникают не так часто, чтобы постоянно держать на посту профессионала, способного дать отпор".

По статистике сайта guardinfo.ru, ЧОО охраняют примерно 746 тыс. объектов. Около 35% охранного рынка сосредоточено в Москве и Московской области, 10-15% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По данным Ассоциации "Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур", более 66% всех объектов поставлены на пультовую охрану, без физических постов. И впредь, с учетом кризиса, практика отказа от постов, конечно, будет расширяться и углубляться.

Стоит сказать, что охранные тарифы сильно тянет вниз госсектор — в тендерах по госзакупкам побеждает тот, кто даст наименьшую цену. А выиграв, он нанимает на объект охранников подешевле — тех же женщин. В итоге охранники и сегодня всем и везде требуются — объявлений в интернете море, но на обозначенные зарплаты (в Москве около 30 тыс. руб. "грязными" в месяц) мужики уже не идут даже из провинции. При этом на объектах, где требуется серьезная охрана, платят за суточное дежурство до 4 тыс. руб. "чистыми" на руки, а оклад сотрудника группы быстрого реагирования — 40-60 тыс. "чистыми".

Так и получается, что охранники до 4-го разряда включительно смещаются в категорию низкооплачиваемых вахтеров, зато индексируются зарплаты специалистов высшего, 6-го разряда (могут быть вооружены всеми видами разрешенного ЧОО оружия). Квалификация бывшего сотрудника ВО МВД соответствует 6-му разряду. Однако владельцы ЧОО сомневаются, что эти бывшие полицейские пойдут к ним рядовыми охранниками.

Вся лента