«Предприятия-производители сегодня более устойчивы»
Светлана Абдулазизова, вице-президент ТПП Ростовской области
— Какие факторы особенно негативно сказываются на состоянии малого бизнеса? Какие направления малого бизнеса сегодня наиболее устойчивы?
— Сегмент МСП сегодня оказался в очень сложной ситуации. На мой взгляд, негативное влияние на малый бизнес прежде всего оказывает снижение спроса на продукцию, товары и услуги на внутреннем рынке. Учитывая, что более 50% малых предприятий осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания и оказания услуг населению, на состояние малого бизнеса существенное влияние оказывает снижение платежеспособного спроса населения. То есть малый бизнес выступает индикатором негативных процессов, происходящих в нашей экономике.
По данным опроса представителей предпринимательства, более 63% предприятий в качестве факторов, ограничивающих их деятельность, выделили нестабильность рубля и недостаточность собственных финансовых ресурсов. Сложнее всего чувствуют себя те, кто занимается торговлей. Более устойчивы в этой ситуации предприятия, занятые в сфере промышленного производства и производства продуктов питания.
— Какие меры поддержки МСП со стороны государства, с вашей точки зрения, могли бы быть эффективными?
— В качестве мер поддержки со стороны государства для бизнеса я бы выделила необходимость формирования спроса на продукцию местного производства. Для этого нужно задействовать различные механизмы, в том числе Qсистему государственных и муниципальных закупок, выстраивания кооперационных связей малого и крупного бизнеса. Для малого и среднего бизнеса стимулом к развитию сегодня может быть устойчивый рынок сбыта.
Надеюсь, что эффективной окажется новая структура — Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, которая создана на базе Агентства кредитных гарантий. В полномочия новой корпорации переходит вся государственная поддержка, которая сегодня оказывается из федерального бюджета Минэкономразвития. Это поможет более мобильно и эффективно осуществлять управленческие решения, сделать более гибкой всю политику, связанную с поддержкой МСП.
— Ряд экспертов высказывают мнение, что для малого бизнеса сегодня актуально выживание, а вопрос развития откладывается на неопределенное время. Есть ли у МП шанс развиваться в кризис?
— Я согласна с мнением экспертов. В нынешних экономических условиях вопрос о развитии не стоит, важно с минимальными потерями сохранить достигнутое. В этом году многие предприятия пересмотрели свои инвестиционные планы, оптимизировали издержки, в том числе путем сокращения и перевода на неполную занятость сотрудников.
Возможности для развития есть у очень ограниченного сегмента предпринимателей, которые ориентированы на производство продукции для импортозамещения. Но для них остаются нерешенными проблемы, связанные с необходимостью приобретения дополнительного оборудования и технологий. Привлечение для этих целей заемных ресурсов сейчас дорого; кроме того, процедуры предоставления кредитов со стороны банков ужесточились.