Промышленного перелома не случилось
В августе Росстат зафиксировал продолжение спада выпуска
Опубликованные вчера Росстатом данные не оправдали надежд Минэкономики на рост промпроизводства в августе 2015 года. После июльской стабилизации спад выпуска продолжился — главным образом в обработке, в том числе в производстве инвестиционных товаров. Девальвация рубля все больше увеличивает издержки импортозависимых отраслей, говорят эксперты.
Промышленная статистика за август должна была показать, стал ли июль нижней точкой стагнации. После того как в июле выпуск показал нулевую динамику (с учетом сезонности), в Минэкономики объявили: дно, вероятно, пройдено, и с августа начнется разворот к росту. И хотя данные конъюнктурных исследований промышленности Росстата, HSBC и Markit, ИЭП имени Егора Гайдара указывали на отсутствие заметных подвижек в состоянии сектора, на прошлой неделе глава Минэкономики Алексей Улюкаев объявил: "Мы еще не имеем данных по августу, но то, что видим по отгрузке на железной дороге, показывает: возможно, падение прекратилось... Мы рассчитываем на небольшой рост".
Расчет не оправдался. В августе Росстат зафиксировал возвращение стагнации к отрицательной величине — минус 0,3%. В годовом выражении спад в августе замедлился до 4,3% с 4,7% в июле. Годовое падение в августе оказалось бы больше, если бы не низкая база августа 2014 года (нулевой рост) и максимальные с начала года темпы роста в добыче (0,8%), что объясняется наращиванием физической добычи нефти и газа на фоне падения цен. Обработка год к году сократилась на 6,8% (минус 7,1% в июле). Ее уже традиционно поддержали рост выпуска мяса и сыров, замещающий провал импорта, и изменившиеся из-за падения доходов предпочтения домохозяйств. При этом выпуск инвестиционных товаров в августе продемонстрировал очередной глубокий провал — производство кирпича упало на 15% (за восемь месяцев — на 5,6%), железобетонных конструкций — на 21,6% (минус 16,3%), цемента — на 11% (9,2%), станков металлорежущих — на 17% (15%), серверов — на 49% (13%).
"В августе ничего хорошего в промышленности не произошло, как не произошло никаких заметных улучшений либо кризисных ухудшений в отношении прогнозов на ближайшую перспективу. Предприниматели утратили склонность к риску. В такой ситуации ждать расширения выпуска сложно",— говорит Сергей Цухло из ИЭП имени Егора Гайдара. При этом в августе, согласно опросам института, негативный эффект девальвации увеличил воздействие на промышленность, что еще дальше откладывает возвращение роста. "Удорожание импортного оборудования и сырья привело к росту издержек и цен, к снижению спроса и выпуска более чем для четверти российской промышленности в июле 2015 года, хотя год назад такой эффект отмечали только 10% предприятий",— отмечают эксперты.
Владимир Сальников из ЦМАКПа рассчитывает на осеннее ускорение в пищевой обработке, что, впрочем, мало повлияет на результаты всей промышленности в текущем году. "В краткосрочной перспективе роста ждать неоткуда",— убежден он.
Так что пока промышленность продолжает болтаться у дна, приближение и удаление которого связано с состоянием внешней сырьевой конъюнктуры. При $50 за баррель в 2016 году стагнация продолжится, при более высокой цене можно будет рассчитывать на некоторое восстановление роста, считают в ЦМАКПе.