«Если речь идет о разделении маршрутов, то у ФАС есть средства контроля»

ФАС получила от «дочки» «Аэрофлота» ходатайство на покупку акций «Трансаэро»

«Дочка» «Аэрофлота» подала ходатайство в ФАС на покупку до 90% акций «Трансаэро». Глава службы Игорь Артемьев заявил, что сделка, скорее всего, будет одобрена, но «Аэрофлоту» в то же время вынесут ряд предписаний, в том числе по отказу от некоторых направлений. Артемьев подчеркнул, что в дальнейшем конкуренция на рынке авиаперевозок должна восстановиться. «Аэрофлоту» придется выполнять предписания ФАС поэтапно — служба дала компании отсрочку в несколько лет. Контроль антимонопольщиков за «Аэрофлотом» будет зависеть от роли государства в сделке по покупке «Трансаэро», считает руководитель антимонопольной практики «ФБК Право» Сергей Ермоленко.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

«Обычно ФАС обязывает заявителя по ходатайству представлять регулярные отчеты с приложением подтверждающих документов. То есть если речь идет о разделении маршрутов, то у ФАС есть средства контроля. Нельзя говорить о том, что ФАС какая-то беззубая. Если будет политическая воля, то правовые механизмы у ФАС есть. Если здесь мотивы носят менее добросовестный характер со стороны государства, и это такое рейдерство в государственных масштабах, то вряд ли "Аэрофлот" будут сильно контролировать, вряд ли ему светят какие-то сильные политические санкции», — пояснил Ермоленко «Коммерсантъ FM».

Ранее глава ФАС заявил, что покупка «Трансаэро» авиакомпанией «Аэрофлот» приведет к ограничению конкуренции на рынке авиаперевозок. Если «Аэрофлот» по требованию антимонопольной службы оставит ряд направлений, вряд ли другие компании поспешат их занять. Конкуренцию не получится создать искусственно, уверен заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский.

«Получение предписания об отказе от деятельности на отдельных направлениях реально приведет как раз к монополизации этих направлений. Поиск конкурента директивным образом невозможен. Тут надо понимать, что силы ФАС не бесконечны по одной причине — сейчас внутренний рынок у нас практически полностью демонополизован, и может летать каждый. Деятельность ФАС, скорее, напоминает сейчас информационно-атакующую, нежели реальную, которая может как-либо менять ситуацию», — отметил Ходоровский.

Международные направления регулируются межправительственными соглашениями, где четко указаны авиаперевозчики. Чтобы не допустить монополизации, Росавиация и Минтранс внесут в документы корректировки, отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«На всех направлениях "Аэрофлот" не может занимать монопольное положение, и на тех направлениях, где были представлены "Аэрофлот" и "Трансаэро" в качестве перевозчиков с российской стороны, придется пересмотреть эти межправсоглашения и выбрать или назначить других альтернативных перевозчиков или перевозчика. Что касается внутренних российских авиаперевозок, то здесь все просто — любая авиакомпания может заявиться на любое направление "Аэрофлота", и никто не вправе ей запретить летать по этому маршруту, если технические условия позволяют выполнять этот рейс», — рассказал Гусаров «Коммерсантъ FM».

Как сообщает «Интерфакс», «Аэрофлот» планирует закрыть сделку с «Трансаэро» 28 сентября. После этого, как заявил глава Сбербанка Герман Греф, «Аэрофлот» предложит кредиторам варианты погашения долга «Трансаэро». В случае если эти схемы не будут приняты, Греф не исключил банкротства «Трансаэро».

Иван Корякин

Вся лента