«Инициатива Минпромторга настолько ценная, насколько и бездарная»

Ведомство предлагает ввести продуктовые карточки для малоимущих

Малоимущие могут получить продуктовые карточки. С такой инициативой выступил Минпромторг. Речь идет о создании подобия действующей, например, в США, программы субсидирования покупки продуктов питания. Там используются продовольственные карты, аналогичные банковским. Государство ежемесячно начисляет на них определенную сумму денег, которой можно оплачивать часть стоимости продуктов питания. Профессор, доктор экономических наук, глава экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.

— Нужна ли России подобная программа помощи малоимущим?

— Инициатива Минпромторга настолько ценная, насколько и бездарная. С одной стороны, мы, конечно, понимаем, что поддерживать малоимущих необходимо, особенно в ситуации, когда доходы населения падают. Но, с другой стороны, возникает множество неудобных вопросов, на которые, насколько я понимаю, на сегодня ответов нет.

— Каких именно вопросов?

— Прежде всего, порог малоимущественности. Кого будем считать малоимущими?

— А это до сих пор не определено?

— В каждом регионе это определяется отдельно. Кстати говоря, финансирование этой программы возлагается на регионы, где и так с деньгами проблема.

— Тогда здесь все понятно, у регионов свои параметры, регионы самостоятельно будут выдавать соответствующие карточки.

— Соответствующие карточки с соответствующим финансированием. При том, что долги регионов уже подбираются к 3 трлн руб.

— Регионы деньги будут получать из федерального бюджета на эти цели?

— Вы являетесь первооткрывателем, господином Крузенштерном, я уверен, что Минпромторг об этом даже не мечтает. Он полагает, что этим будут заниматься как раз регионы. Если в крупных и средних населенных пунктах, скажем, с населением от 250 тыс. жителей с обслуживанием этих карточек проблем не будет, то в небольших населенных пунктах, сельской местности, мне представляется, необходимой инфраструктуры в настоящее время нет, в обозримой перспективе не предвидится. Как с этим будем расходиться, мне тоже непонятно.

— А про какую инфраструктуру вы говорите?

— Если вы говорите о том, что это аналог банковских карт, куда ежемесячно будут сбрасываться определенные суммы, то предполагается, что будет налажен какой-то учет. А учет возможен только с помощью эффективных современных средств по телекоммуникации. Наконец, третий эпизод в этой саге — это перечень тех продуктов, которые можно будет приобретать на деньги, которые будут перечислять из бюджета.

Нас уверяют, что на эти деньги нельзя будет купить, например, водку или табачные изделия. Но русский человек смекалист, и об этом говорит наша многовековая история, и здесь под личиной макарон или молока совершенно спокойно могут приобретаться и крепкие спиртные напитки, и те же папиросы.

— Как-то можно устранить эти проблемы?

— Конечно, можно, если выдавать подобную инициативу не с бухты-барахты, выносить ее на рассмотрение, ответственность чиновников, правительства, а прежде ее досконально проработать. Мы с вами начали с того, что эта инициатива ценная, и она актуальна, особенно в условиях, когда реальные доходы населения снижаются. Но, с другой стороны, выходить и предлагать непроработанный сырой проект, да еще давать ему такой публичный пиар-эффект мне представляется просто попыткой привлечь внимание к своей бурной деятельности на благо повышения жизненного уровня родного российского населения.

— Господин Кричевский, а что бы вы тогда изменили в этой программе, если вы говорите, что ее нужно доработать и не с бухты-барахты ее представлять?

— Я не отношусь к тем людям, которые готовы за минуту дать исчерпывающий рецепт решения очень серьезной социальной проблемы. Вместе с тем я полагаю, что, возможно, имеет смысл вернуться не к разговору об аналоге банковских карт, а к простым талонам или иным формам учета и распределения продуктов питания, первоочередных продуктов питания, а не абстрактных продуктов, которые можно купить, скажем, на несколько тысяч рублей.

— А почему вы говорите тоже про абстрактные продукты? У нас же есть перечень социально значимых продуктов, утвержден был, и он общедоступен.

— Дело в том, что кому-то удобнее, кому-то полезнее одни продукты питания, другие их на дух не переносят. Одни предпочитают, скажем, молоко 1% жирности, другие настаивают на том, что им необходим творог. Здесь нельзя стричь всех под одну гребенку, это может привести к крайне печальным последствиям.

Вся лента