Оснащенность школ компьютерами не гарантирует качественного образования
Говорится в исследовании ОЭСР
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вчера опубликовала исследование, в котором говорится, что высокий уровень оснащенности учебных заведений высокотехнологичными устройствами не является гарантией роста уровня образованности учащихся. Более того, чрезмерное использование компьютеров в процессе обучения может даже отвлекать учащихся от нормального усвоения материала.
ОЭСР заявляет, что это первое исследование такого рода, в котором проведен международный сравнительный анализ навыков учащихся и условий обучения, призванных развивать эти навыки. Анализ показывает, что «в реальности школы значительно отстают от всех возможностей, предоставляемых технологиями. В 2012 году 96% 15-летних учащихся стран ОЭСР сообщили, что у них дома есть компьютер, 72% сообщили, что в школе они используют настольный компьютер, ноутбук или планшет. Но даже если в классе ученики используют компьютеры, их влияние на результаты обучения является в лучшем случае неоднозначным». Сообщается, что ученики, «умеренно использующие в школе компьютеры при обучении, показывают результаты лучше, чем ученики, которые используют их редко. Но ученики, использующие компьютеры очень часто, нередко показывают худшие результаты».
По данным анализа ОЭСР, в Южной Корее только 42% учеников используют компьютеры в школе, а в Шанхае — 38%. Однако ученики именно этих регионов показали одни из лучших результатов в чтении и математике по тестам, проведенным в соответствии с Международной программой оценки образовательных достижений учащихся (PISA), проведенных в 2012 году (Шанхай — 613 баллов, Южная Корея — 554 балла). Напротив, во многих странах, где использование интернета в школах больше распространено, результаты школьников в тестах ниже. Например, в Норвегии 92% учащихся используют интернет в школах при обучении, но результат теста у них составил лишь 489 баллов, в Австралии 94% используют интернет в школах, результаты тестов по математике и чтению составили 504 балла. В России также высок процент учащихся, использующих интернет в школах для обучения,— 80,2%, однако результаты теста PISA здесь заметно ниже (482 балла), чем в уже упомянутой Южной Корее или, например, в Словении (501 балл) или Эстонии (521 балл), где интернет в школах используют лишь 57,2% и 61% учеников соответственно.
По данным исследования, в странах, которые активно инвестируют в информационные технологии в школах, нет значительного роста показателей по результатам учеников в чтении, математике и ряду других дисциплин. Один из главных выводов доклада — «технологии могут слабо помочь в выравнивании знаний между непродвинутыми и продвинутыми учениками». Авторы доклада считают, что обеспечение базовых навыков чтения, письма и математики дает намного больше для создания равных возможностей в обучении, чем просто увеличение финансирования для покупки высокотехнологичных устройств в школе. Кроме того, авторы отмечают, что (и здесь исследователи, по их собственному признанию, не рассчитывают удивить многих родителей и учителей) для школьников, которые проводят в онлайне больше шести часов в день вне школы, есть высокая степень риска подверженности ощущениям одиночества в школе, желанию опоздать на занятия или прогулять их. Авторы исследования призывают власти стран и школы не увлекаться технологиями самими по себе. «Использование технологий для получения наиболее современных методик обучения, наиболее наглядного материала вкупе с активным использованием самых современных методов преподавания и человеческого общения может значительно повысить уровень обучения»,— считают авторы исследования.