Да я сто раз так делал!

Советы, которые обязательно пригодятся

Иван Картамцев, фото MINI и Nissan

Буквально за последние несколько лет своими собственными школами водительского мастерства обзавелись у нас чуть ли не все уважающие себя автомобильные фирмы. Да и гоночные трассы строятся в России с такой скоростью, что Герман Тильке не успевает их проектировать. Не исключаю, что в скором времени появится даже "Верхняя Пышма Ринг" или что-то не менее экзотическое. А это значит, что приведенные здесь рекомендации по скоростному прохождению сочинской и казанской трасс со временем пригодятся и читателю. Где находится апекс? Как обращаться со шпильками?.. С тем, как пригодились эти советы мне, вы можете познакомиться на следующих восьми страницах "Автопилота".

Кирилл Папков,
шеф-инструктор Центра водительского мастерства BMW & MINI Driving Experience

СХЕМА ТРАССЫ СОЧИ АВТОДРОМ

1. Выходим с пит-лейн, минуя первый поворот.

2. Классическая связка. Широкий вход, подходим к внутреннему радиусу ровно в середине поворота и опять стремимся на внешнюю сторону.

3,4. Затяжная левая дуга вокруг стелы олимпийского огня. На протяжении всего поворота нужно держаться внутри, корректируя траекторию движения автомобиля газом и рулем. Скорость — больше 140 км/ч.

5, 6. Классические повороты.

7, 8. Повороты "с сюрпризом". Когда проходишь седьмой, восьмой еще не виден. А он круче. Требуется точный выбор точки торможения.

9. Классический левый поворот. Вход в него — "под полный газ".

10. Если точно подобрать траекторию в девятом, то десятый становится его продолжением.

11. Классический правый.

12. Очень пологая дуга. "В полный газ!"

13. Здесь достигается максимальная скорость — больше 200 км/ч. В середине поворота необходимо применить жесткое торможение, которое вынужденно дестабилизирует автомобиль.

14. Для успешного его прохождения необходимо погасить скорость с 200 км/ч до 70 км/ч!

15. Левый закрытый поворот с изменяемым радиусом. Выход в разгоне.

16. На первый взгляд — классическая шикана. Но сложность заключается в том, что левый шестнадцатый имеет отрицательный уклон, машина начинает соскальзывать на внешнюю сторону полотна. Необходимо точно угадать скорость на входе, чтобы не потерять сцепление с дорогой.

 


Руслан Романов,
заместитель директора автодрома Kazan Ring, спортивный координатор

СХЕМА ТРАССЫ KAZANRING

1. Стартовый поворот, то есть первый по счету, является связкой из двух поворотов в одну сторону, но с разными углами. Одно торможение. Один поворот руля. Плавное увеличение тяги.

2, 4. Trailbraking — особая техника входа в повороты, сутью которой является плавное снижение тормозного усилия от максимального к минимальному, сочетаемое с увеличением угла поворота руля. При таких условиях вес автомобиля перераспределяется на переднюю ось в начале торможения и сохраняется вплоть до момента открытия газа, увеличивая маневренность автомобиля. Сложность техники — в тонкой грани между максимальным тормозным усилием и углом поворота руля. Ошибка с тем или другим параметром приводит к срыву колес и потере траектории. "Трейлбрейкинг" в условиях "Казанринга" — очень эффективная техника при входе в шпильку и штопор.

3. Шпилька "Казанринга" — не совсем шпилька в привычном понимании. Угол изгиба полотна постоянно увеличивается, поэтому требуется построить траекторию с максимально поздним апексом и протянуть точку входа максимально глубоко в поворот. Траекторию необходимо приблизить к параболической.

5, 6, 7. Как и в большинстве ситуаций — поздний вход и поздние апексы всех трех поворотов. В первых двух важно не перебрать со скоростью — перепад высот очень сильно меняет распределение веса автомобиля. Разгрузка приводит к ухудшению сцепления с трассой. Излишек скорости отразится на прохождении самой важной фазы штопора. Ошибка со скоростью входа в первый вираж не позволит построить максимально пологую траекторию при выходе на 800-метровую прямую. Как следствие, скорость на выходе будет низкой, и на проезд прямой будет затрачено больше времени.

8. Всегда и везде необходимо использовать максимальную ширину трассы. В этом повороте за счет оптимизации можно добиться хорошей скорости на выходе.

9, 11. Несмотря на большое расстояние, эти два поворота являются связкой. Это значит, что построение траектории при входе в первый поворот необходимо строить исходя из необходимости правильно и быстро выйти на стартовую прямую. Стандартные "снаружи--внутрь к апексу--выход наружу" в связках не работают. В первом повороте после входа снаружи нужно остаться внутри, чтобы оптимально построить траекторию второго поворота и получить максимум скорости при выходе на стартовый прямик.

10. Эта часть трассы самая техничная. Высокая скорость прохождения сочетается с ниспадающим профилем трассы не только в прямолинейном направлении, но и в поперечном. Здесь важно учесть особенность и использовать максимальную ширину трассы в сочетании с постановкой апекса позже, уже в глубине поворота.

Вся лента