Выехать из кризиса
"Мастер познается в ограничениях",— сказал как-то Иоганн Вольфганг фон Гете. По какому поводу он это изрек, выяснять не будем, а то ответ породит еще новые вопросы, но фраза почему-то вспоминается при взгляде на маленькие и простые автомобили послевоенной Европы. Их можно назвать своеобразным феноменом в истории автомобилестроения.
Ограничения тогда были, и еще какие! Население медленно возвращалось к мирной жизни после ужасных разрушений войны. Дефицит всего и вся, от продуктов и топлива до одежды и обуви. На черном рынке все измерялось не деньгами, а пачками Chesterfield и Lucky Strike. Уцелевшие в войну автомобили были немногочисленны и недоступны, производство новых моделей еще не наладили, а перемещаться в пространстве все равно хотелось — хоть как-то, хоть на чем-то. В таких условиях конструкторская и изобретательская мысль работает живее: живя надеждой на лучшие времена, люди не опускают руки, а берутся за дело.
Среди тех, кто создавал такие автомобили, были фирмы и люди, ответственные в прошлом за грандиозные проекты, особенно в авиации,— концерны BMW и Messerschmitt, инженеры Бонд, Вуазен, Флитцер... Новые реалии приземляли, отрезвляли и ограничивали, но это никого из них не останавливало. Так на рубеже сороковых-пятидесятых появились на свет самые замысловатые конструкции автомобилей, где грубоватость сочеталась порой с изысками, а простота не выглядела дешевкой. На эти нелепые на вид машинки люди копили в кубышках с трудом сэкономленные франки, марки и фунты, чтобы в итоге получить ни с чем не сравнимое чувство свободы, подаренное личным транспортным средством.
Все эти автомобили получались очень разными, но каждый нес в себе отражение личности своего создателя, будь то авиационный конструктор или бывший промышленник. Некоторые модели стали успешными и даже культовыми, а об остальных знают только специалисты по автомобильной истории, но и те и другие без исключения интересны. Мы же постарались подобрать самые оригинальные конструкции, необычность которых как раз диктовалась различными ограничениями — в деньгах, в материале, в пространстве,— но их создатели с успехом обошли их, явив миру материальное воплощение своих неординарных идей.
Крути педали
Все пять лет оккупации во время Второй мировой французы крутили педали: немцы конфисковали у гражданского населения все, что ездило на бензине, разрешив передвигаться только на велосипедах. Неудивительно, что мечтой любого, пусть даже бедного француза в послевоенные годы был какой-никакой, но автомобиль. Жорж Моше, промышленник из заводского парижского пригорода Пюто, уже в 1945 году предложил публике Mochet Type H — довоенный веломобиль, но уже с 99-кубовым мотором. Пару лет продажи шли неплохо, пока не пришло понимание того, что модель придется улучшать. Так в 1947 году появился Mochet Type К с новым кузовом, но прежним шасси: трубчатая рама, велосипедные колеса, отсутствие подвески как таковой, ленточные тормоза с тросовым приводом.
В обратной последовательности
Название марки Reyonnah — это зеркальная анаграмма фамилии Робера Аннойера, парижского "гаражиста", владевшего мастерской в Леваллуа-Перре. Прочтение в обратном порядке фамилии Hannoyer дало название самому оригинальному микроавтомобилю Reyonnah, впервые представленному на салоне в Париже в 1950 году. Как-то Аннойер заметил, что 90% всех автомобилей используются только одним водителем, а значит, доступное транспортное средство должно быть рассчитано на одного-двух человек и занимать минимум пространства на дороге. Пассажира он посадил за водителем, а забираться в кузов, похожий на лодку, приходилось перешагивая через борт. У закрытой версии была еще и крыша-колпак. Производство ограничилось несколькими экземплярами из-за проблем с поставками кузовов и моторов.
Дверь от холодильника
Название Isetta чаще ассоциируется с BMW, хотя корни необычного автомобиля — в Италии, а не в Германии. Название получилось путем добавления уменьшительного суффикса к названию фирмы Iso SpA, производившей в начале 1950-х годов мотороллеры, холодильники и трехколесные грузовички. Но владельцу фирмы Ренцо Ривольте этого показалось мало, и он решил добавить в производственную программу и автомобили. В 1952 году инженеры Пьерлуиджи Рагги и Эрменеджильдо Прети создали небольшой автомобильчик с двигателем от скутера. Легенда гласит, что конструкторы просто поставили рядом два мотороллера, приложили спереди дверь от холодильника и придали всему этому каплеобразную форму. С 1953 по 1955 год предприятие Iso SpA выпустило около тысячи микроавтомобилей Isetta.
Двуликий Янус
После войны союзники запретили Германии заниматься производством самолетов, оставив без работы множество фирм, вынужденных искать новые направления своей деятельности. Клод Дорнье, основатель и владелец Dornier Flugzeugwerke, решил заняться автомобилями, но дальше прототипа, разработанного его сыном, дело не продвинулось. Сын Клаудиус явно вдохновлялся итальянской Isetta, но сделал все по-своему. В результате получилась своеобразная двойная Isetta: пассажиры сидели спина к спине, мотор располагался по центру, двери были спереди и сзади. Прототип нарекли Dornier Delta, а лицензию на его производство приобрела мотоциклетная фирма Zundapp. Ее художники подретушировали внешний облик, убрав откровенное сходство с Isetta, и запустили модель в серию под именем Janus — в честь двуликого бога по имени Янус.
Бонд, Лоуренс Бонд
Трехколесные автомобили Bond Minicar не имеют никакого отношения к придуманному Яном Флемингом сотруднику MI6, хоть и появились они в Великобритании практически одновременно: первая книга про Джеймса Бонда вышла в 1953 году, а авиационный инженер Лоуренс Лоури Бонд представил прессе свой первый прототип в 1948-м. Лоури откровенно предпочитал три колеса четырем, аргументируя это тем, что такая машина обладает меньшим радиусом поворота. Плюс к этому самому владельцу Bond Minicar не требовалось обладать водительскими правами — только мотоциклетными. И таким трехколескам была уготована долгая жизнь: они производились до 1970 года. Последней моделью стал Bond 875, а с 1949 по 1966 год сменилось семь поколений, шесть из которых обозначались литерами от B до G.
Под маркой Messerschmitt
начале 1950-х перековать мечи на орала пришлось и немецкому производителю самолетов Messerschmitt. Отец-основатель фирмы Вилли Мессершмитт с 1948 по 1950 год находился в тюрьме за сотрудничество с нацистским режимом, но после освобождения его восстановили в должности руководителя предприятия. Новой продукцией завода стали кабинероллеры Messerschmitt KR175, автором которых являлся Фенд Флитцер — авиационный инженер и бывший офицер люфтваффе. Еще в 1948 году Флитцер начал мелкосерийное производство одноместных Fend Flitzer 101, напоминавших кабину истребителя на трех колесах. Мечтой была двухместная модель и массовый выпуск — это удалось осуществить только в сотрудничестве с фирмой Messerschmitt, но уже под именем самого Мессершмитта.
Бесконечная простота
Француз Габриэль Вуазен вошел в историю как один из пионеров авиации, создатель первых в мире аэропланов и самых необычных автомобилей, своим видом эти самые аэропланы напоминавших. Автомобили он начал делать после Первой мировой войны и достиг в этом небывалых высот, создавая настоящие шедевры на колесах в стиле ар-деко. Но в 1938 году компания La Societe des Automobiles Avions Voisin обанкротилась, выпустив свою последнюю модель Voisin C30 — тридцатую по счету. Тридцать первый Voisin появился после значительного перерыва на салоне 1950 года, когда про самого Вуазена и думать забыли. К слову, в тот год ему исполнилось 70 лет, но созданный им бискутер Voisin C31 завораживал своей легкостью и минимализмом, воплотив в себе те самые принципы бесконечной простоты, которым Габриэль Вуазен следовал всю жизнь.