Абориген
На пикапе Toyota Hilux по дорогам Сахалина
На лыжной трассе спортивной школы Южно-Сахалинска ранним августовским утром народу чуть не битком. Все бегут, занимаются ходьбой, тренируются. Широкие извилистые дорожки покрыты идеальным асфальтом, интересно, где тут зимой проходит лыжня? Но вот внезапно дорожка обрывается, дальше — что-то вроде грунтовки, смеси земли и камней. Спортсмен-любитель из Москвы при виде такого безобразия обматерил бы мысленно Собянина, развернулся и побежал бы в другую сторону. Но местные, не сбавляя скорости, бегут дальше. И правильно, конечно, делают.
Стоило выехать из административного центра Сахалина, как стало очевидно, что тот лыжный трек — будто демоверсия дорожной сети всего острова. Чехов, побывавший в этих краях 120 лет назад и написавший "Остров Сахалин", упоминал местные дороги исключительно как "превосходные", "хорошие" и "новые" и ездил по ним в основном на примитивных безрессорных линейках. Нам-то, ясное дело, в плане транспорта повезло больше — в нашем распоряжении был новый Toyota Hilux. Легендарный трудяга, самый продаваемый пикап в мире, переродился в новом, восьмом поколении. Дизайнеры будто в кипятке и молоке его искупали, автомобиль выглядит молодецки — хром, светодиоды, шик, блеск, красота! Но по сути новый Hilux — все тот же, вернее, еще более неубиваемый пикап.
«Дорога здесь гладкая, ровная, рядом с ней рельсовый путь для вагонеток, телеграф». Антон Чехов, «Остров Сахалин».
По дорожке гладкой
И это по-прежнему пикап рамный. Он стал прочнее — за счет увеличения поперечин лонжеронной рамы и оптимизации структур силовых кронштейнов. И при этом более комфортным и мягким в управлении — за счет оптимизированного сечения продольных балок вместе с увеличенной жесткостью в местах их соединения с поперечинами. По идеально ровной асфальтовой дороге Hilux управляется как рядовой кроссовер: едет плавно, повороты проходит уверенно. Новый дизельный 2,8-литровый мотор почти не слышно. Дело не только в увеличении объема шумоизоляционного материала, значительно снижен уровень шума от работы самого двигателя. По сравнению с предыдущим поколением он имеет меньший объем, но в мощности прибавил шесть "лошадок", однако главное — мотор стал тяговитее, прибавка в крутящем моменте — 90 Нм, что обещает более уверенное поведение на бездорожье.
Превосходные дороги на Сахалине и правда есть. Вдоль восточного побережья от поселка Стародубское до города Поронайск головокружительны не только виды на скалы и холодное Охотское море, но и качество дорожного покрытия. Но рано или поздно оно заканчивается, внезапно и надолго. Впереди только хардкор, не на десятки — порой на сотни километров.
Ты так любишь эти фильмы
Так как у Hilux отсутствует межосевой дифференциал, по ровной дороге он едет в режиме задних ведущих колес. Но съезд на грунтовку — это еще не бездорожье. Здесь в качестве помощника достаточно системы курсовой устойчивости, улавливающей занос на гравийном покрытии. Но нам-то выпало пробираться старой лесовозной дорогой, идущей через Бошняковский перевал, которая из-за разрушенных мостов через многочисленные мелкие горные речки и разбитой тяжелыми грузовиками грунтовки считается непроходимой для легковых автомобилей.
Но Hilux же грузовой-бортовой, ему эта полоса препятствий — раз плюнуть. Стоит только активировать систему полного привода — для этого теперь достаточно лишь повернуть селектор, причем делать это можно на скорости до 100 км/ч. Проходимость Hilux может быть ограничена разве что длинными свесами: углы въезда съезда составляют соответственно 31 и 26 градусов. Минимальный дорожный просвет — 227 мм, на 15 мм больше, чем прежде. Не только понижающая передача, но и блокировка заднего дифференциала доступны на всех комплектациях пикапа. Улучшают характеристики проходимости и внедорожные шины класса All Terrain, не говоря уже о вспомогательных системах, позаимствованных у Land Cruiser, таких как помощник при подъеме по склону, препятствующий откату автомобиля, и помощник при спуске по склону, позволяющий двигаться вниз без блокировки колес, снижая риск опрокидывания.
Перевал был не то чтобы крут, попавшийся по дороге водопад — вполне живописен, но переменчивый рельеф сбивал с толку: выехав из леса с исполинскими елями и пихтами, мы оказались в каньоне, будто из фильмов про ковбоев и индейцев. Но вот дорога вильнула еще пару раз, и мы въехали в бывший шахтерский поселок Бошняково. Позади — километров пятьдесят разбитых грунтовых дорог от поселка Смирных, впереди — дребезжащие восемьдесят километров грунтовки до Углегорска. Хотелось бы, чтобы это было всего лишь декорациями к фильму. Но в одном из самых труднодоступных на всем острове поселении живет больше тысячи человек. И сквозь поднимаемую Hilux пыль видны не только обшарпанные дома, но и, например, идущая молодая мама в мини-юбке, катящая перед собой розовый трехколесный велосипед с сидящим на нем малышом. Всюду жизнь, конечно, но особо печально поселок, в истории которого явно были лучшие времена, выглядит на фоне исполинской сахалинской зелени. Хоть за окно не смотри.
Теперь же на месте тайги, трясин и рытвин стоит целый город, проложены дороги, зеленеют луга…» Антон Чехов, «Остров Сахалин»
...все должно быть прекрасно
Кстати сказать, в салоне Hilux стало куда приятнее, чем было прежде: тенденция улучшения качества интерьера вне зависимости от типа кузова докатилась и до пикапов. Появились накладки "под металл", светло-голубая подсветка приборной панели, мультимедийная система с семидюймовым тачскрин-дисплеем, многофункциональный руль, чья колонка регулируется по высоте и углу наклона во всех комплектациях, а для топовой версии доступен бесключевой доступ и запуск двигателя кнопкой.
Автомобильная дорога, идущая вдоль Татарского залива,— прямая противоположность трассе восточного берега. Асфальт здесь лишь в населенных пунктах, а за их пределами — грунтово-щебеночное покрытие, спасибо, если выровненное грейдерами. По нему вполне можно ехать быстро, но на каждой неровности автомобиль нещадно потряхивает. Задняя подвеска Hilux была существенно доработана, в особенности для того, чтобы повысить стабильность при езде с полной загрузкой. Но наша грузовая кабина была абсолютно пуста. Мы были здесь всего лишь заезжими путешественниками. А этому автомобилю, как и этому острову, нужен трудолюбивый хозяин. "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги", как завещал нам Антон Павлович.
Toyota Hilux
|
География
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ краеведческий музей располагается в японском здании 1937 года, построенном в традиционном стиле тэйкан-дзукури, единственное в своем роде не только на Сахалине, но и во всей России. Экспозиция музея интересная, здесь можно увидеть, например, мужскую обувь из кожи рыбы на стенде про быт и уклад жизни сахалинских нивхов, композицию из фигурок высотой примерно 10 см, показывающую наказания розгами, изготовленную из хлебного мякиша ссыльно-каторжными Александровской тюрьмы в конце XIX века, или фотографию Красюкова Ивана Кузьмича, шкипера рыболовного колхоза имени XVII партийной конференцииШирокопадского района.
МОСТ, ПРОЗВАННЫЙ МЕСТНЫМИ жителями Чертовым, находится неподалеку от города Холмск на железнодорожном перегоне Николайчук - Камышево-Сахалинское, построенном японцами в 1928 году и закрытом для движения в 1994 году. Это уникальное инженерно-техническое сооружение: линию железнодорожного полотна выполнили в форме петли, поезд проезжал через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал на вершину сопки и ехал по мосту, который располагается на высоте 41 метра над входом в первый тоннель. В настоящее время мост поддерживается в нормальном состоянии и является достопримечательностью Холмска.
СЛОВО "ТОМАРИ" В ПЕРЕВОДЕ с айнского языка означает "залив, бухта". Главная достопримечательность города Томари - остатки синтоистского храма Томариору-дзиндзя, построенного в 1922 году на сопке, с которой открывается вид на Татарский пролив. Комплекс кроме прочего включает в себя тории - ритуальные ворота (здесь их двое), от основных построек остались лишь бетонные основания.
Однако сохранилась стела - памятник погибшим за императора с верхушкой, стилизованной под снаряд. Эта стела в точности повторяет памятник, созданный по проекту императрицы Сетоку и установленный в Порт-Артуре в память о погибших японских и русских воинах.
ТАКИХ ЛЕВИАФАНОВ, морских чудовищ, на побережье Сахалина со стороны Татарского пролива немало. Вот, например, судно Sun Eagle - это название можно отчетливо разобрать на борту судна на некоторых его старых снимках. История его появления на мели возле Углегорска окутана легендами.
Согласно одним, оно появилось там в 1973 году, согласно другим - в начале 1980-х, то ли было оно филиппинское, то ли панамское. Сходятся в одном - выброшено на берег оно было в результате большого шторма, с отмели снять его не смогли, команду эвакуировали, остатки горючего подожгли. С тех пор фотографироваться на фоне Sun Eagle стало популярным.
БОШНЯКОВСКИЙ ПЕРЕВАЛ получил свое название в 1947 году в честь активного участника Амурской экспедиции Геннадия Невельского - Николая Бошняка.
В 1852 году он исследовал западное побережье Сахалина и обнаружил залежи каменного угля. В 1853 году Бошняк открыл удобную для стоянок флота бухту, названную Императорской Гаванью, затем переименованную в Советскую. Так же составил описание Татарского пролива. На Бошняковском перевале есть небольшой живописный водопад, находится примерно в четырех километрах от брода через реку Августовка.
ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ в этих окрестностях шли ожесточенные бои, в ходе которых в том числе погибли командир батальона Леонид Смирных - в честь которого и был назван поселок, и сержант Антон Буюклы, в честь которого был назван другой поселок, по соседству. В черте поселка Смирных была расположена одноименная база ВВС, с которой взлетали самолеты и велось руководство действиями пилотов, сбивших в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года Boeing 747 южнокорейской автоакомпании Korean Air Lines, выполнявший рейс Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул.
В настоящее время аэродром находится фактически в заброшенном состоянии.
БУХТА ТИХАЯ расположена в самой узкой части Сахалина на берегу Охотского моря. Она настолько маленькая, что отмечена даже не на всех картах. Бухта закрыта от холодных северных и северо-восточных ветров, поэтому здесь и "тихо". У самой кромки воды здесь песок, остальное побережье - это огромные валуны и отвесные тридцатиметровые скалы, где много водопадов, один из которых достигает высоты 30 метров.
ПЛЯЖ ПОСЕЛКА СТАРОДУБСКОЕ расположен на берегу Охотского моря, а потому считается холодным - по сравнению с пляжами в заливах Анива и Невельского. Зато это одно из популярных на острове мест по поиску янтаря. Стародубское знаменито еще и тем, что в нем до сих пор стоят советские доты, охранявшие некогда восточные берега СССР от вероятного противника. Это забетонированные в берег башни танка ИС-2, теперь заброшенные и замусоренные.