«Красный котельщик» часов не соблюдает
Около двух тысяч сотрудников завода будут меньше работать до конца года
ТКЗ «Красный котельщик» с октября переведет часть штата — около 2 тыс. работников — на укороченный рабочий день длительностью шесть с половиной часов из-за недостаточной загрузки завода. Предприятие несколько раз вводило режим четырехдневной рабочей недели, сейчас от этой практики отказались. При этом в 2016 году завод рассчитывает вернуться к режиму полной занятости, так как ожидает двукратного роста портфеля заказов. Эксперт сомневается, что спрос на продукцию в машиностроении восстановится до докризисного уровня в ближайшее время.
С 1 октября ОАО «Таганрогский котлостроительный завод „Красный котельщик“» (основная производственная площадка ОАО «ЭМАльянс», входящего в состав концерна «Силовые машины») переводит большую часть сотрудников на рабочий день длиной шесть с половиной часов. Об этом „Ъ“ рассказал источник на предприятии. По его данным, изменения связаны с недостаточной загрузкой завода из-за снижения количества заказов. Завод уже переходил на четырехдневную рабочую неделю прошлой весной и в первом квартале этого года, но от этой практики было решено отказаться, пояснил он.
«Из-за особенностей длительного производственного цикла котлостроительного завода часть работников были вынуждены работать в выходные дни, что было невыгодно предприятию (по российскому Трудовому кодексу это время оплачивается в двойном размере.— „Ъ“)»,— утверждает источник. По его словам, сокращенный рабочий день будет действовать до конца года и коснется около 1,7 тыс. человек. Остальной штат, в том числе специалисты, занятые на сборке котлов, продолжат работать по восемь часов в день. По словам собеседника „Ъ“, восприняли изменения работники «неоднозначно», некоторые бы предпочли сокращенную неделю. Источник добавил, что в 2016 году завод ожидает двукратный рост портфеля заказов только исходя из уже заключенных контрактов, в связи с чем компания сможет вернуть всех работников в режим полной занятости. Кроме того, ТКЗ планирует уже в этом году начать нанимать новых сотрудников для работы над будущими заказами, заявил он.
В пресс-службе «ЭМАльянса» подтвердили, что с 1 октября по 30 декабря этого года ТКЗ переводит порядка 2 тыс. работников на сокращенный рабочий день. «Причина — снижение объемов загрузки производства. До конца года „Красный котельщик“ не планирует проводить оптимизацию численности персонала»,— заявил представитель завода.
В конце августа управление Государственной службы занятости населения Ростовской области объявило, что «Красный котельщик» с 3 октября планирует уволить 396 работников предприятия «в связи с проведением организационно-штатных мероприятий». Пресс-служба завода спустя несколько дней опровергла информацию, пояснив, что речь идет о переводе около 300 работников в штат головной компании — ОАО «Силовые машины» — в рамках реорганизации производства. При этом отмечалось, что сотрудникам подразделений не придется менять свои рабочие места, они останутся в Таганроге.
«Красный котельщик» — одно из крупнейших предприятий энергомашиностроительной отрасли страны, производит и поставляет оборудование для ГРЭС и ТЭЦ как на отечественный рынок, так и в страны СНГ (Белоруссия, Казахстан) и Азии (Индия, Сирия, Ирак). В 2013 году завод заключил государственных и коммерческих контрактов на 47,2 млн руб., в 2014 году — на 16,3 млн руб., в этом году — на 21,4 млн руб. Среди клиентов — ООО «Башкирская генерирующая компания», ОАО «Концерн „Росэнергоатом“», АО «Интер РАО — Электрогенерация» и др. Выручка по итогам второго квартала этого года — 2,5 млрд руб., чистый убыток — 703,04 млн руб. (данные компании и «СПАРК-Интерфакс»).
«Машиностроение является одной из наиболее страдающих отраслей во время любых кризисов, оно наиболее чувствительно к колебаниям спроса и предложения»,— утверждает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, положение осложняется сильной зависимостью отрасли от внутреннего рынка, потребители на котором снижают закупки, так как сами попадают в сложное положение. Кроме того, в кризис есть риск затягивания сроков расчетов с контрагентами, а заводам часто приходится покупать сырье для продолжения работы по контракту по более высоким, чем планировалось, ценам из-за инфляции и роста курсов валют. Эксперт считает, что ожидать восстановления спроса на продукцию в машиностроении до докризисного уровня в ближайшее время не стоит, меняться ситуация вряд ли начнет раньше 2016 года.