Дело Пола Хлебникова застряло на этапе
Исполнители исчезли, свидетель в больнице, а следователь ушел на пенсию
По данным "Ъ", в сложной ситуации оказалось следствие по делу о заказном убийстве в 2004 году главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. Следователь по делу ушел на пенсию, основной свидетель обвинения в тяжелом состоянии находится в больнице, а другие возможные фигуранты отбывают наказания за иные преступления или же и вовсе не найдены.
Как сообщил "Ъ" адвокат экс-сотрудника МВД Дмитрия Павлюченкова Карен Нерсисян, на днях он навестил своего подзащитного, который за убийство обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской отбывает 11-летний срок в колонии строгого режима в городе Скопине Рязанской области. Как оказалось, осужденного из-за резкого ухудшения состояния здоровья на скорой доставили в тюремную больницу Рязани. По словам защитника, осужденный Павлюченков находится в состоянии, "близком к критическому". Причиной является его хроническое заболевание — эпилепсия,— развившееся вследствие старой черепно-мозговой травмы. "Дмитрия частично парализовало, и есть проблемы с психикой",— заявил господин Нерсисян. По его словам, тюремные врачи даже предложили ходатайствовать об освобождении заключенного. Ранее подобное ходатайство было отклонено судом.
При этом защитник напомнил, что осужденный Павлюченков является свидетелем по делу об убийстве Пола Хлебникова. По данным "Ъ", он сообщил, что организатором этого преступления, как и убийства госпожи Политковской, являлся чеченский криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев. После дачи показаний Дмитрий Павлюченков даже был взят под госзащиту. Однако, судя по его нынешнему состоянию, адвокат Нерсисян сомневается, что Дмитрий Павлюченков сможет давать показания. Причем сейчас это, собственно, никому и не надо. Как отметил адвокат, несколько месяцев назад действительно шли разговоры о том, что экс-милиционера переведут в столичное СИЗО для продолжения следственных действий. Об этом тогда говорил один из опытнейших следователей СКР генерал-майор юстиции Петрос Гарибян, расследовавший дела об убийствах Анны Политковской и Пола Хлебникова. Однако вскоре следователь написал рапорт о выходе на пенсию, а материалы расследования были переданы другому сотруднику СКР.
За убийство госпожи Политковской Лом-Али Гайтукаев по приговору Мосгорсуда получил пожизненный срок. Летом этого года Верховный суд оставил приговор в силе. Месяц назад Лом-Али Гайтукаева отправили отбывать наказание в колонию особого режима "Белый лебедь". Как сообщила "Ъ" адвокат осужденного Татьяна Окушко, за все это время никаких попыток со стороны следствия или оперативников пообщаться с ее клиентом по делу об убийстве господина Хлебникова не было. "Официально никаких следственных действий не проводилось, а о каких-либо неофициальных беседах защитникам Гайтукаев также не сообщал",— пояснила госпожа Окушко.
В свою очередь, представитель родных Пола Хлебникова адвокат Лариса Масленникова пояснила "Ъ", что у нее практически нет сведений о том, что происходит с расследованием, а ее доверители по ряду причин "не проявляют активности". Она напомнила, что изначально было два уголовных дела об убийстве главного редактора русского Forbes, причем одно было выделено из другого в отдельное производство. "Большое дело", которое и вел Петрос Гарибян, касалось организаторов и заказчиков этого преступления. Другое же велось только в отношении исполнителей, которыми следствие считало уроженцев Чечни Казбека Дукузова и Мусу Вахаева. Как сообщал "Ъ", в 2006 году они были оправданы судом. Позже приговор был отменен, но фигуранты дела исчезли. Предположительно, Казбек Дукузов сейчас отбывает срок за разбой, совершенный в ОАЭ, но запрос Генпрокуратуры, направленный в эту страну, остался без ответа. Поэтому дело в их отношении приостановлено. Расследование же по основному делу продолжается. По словам госпожи Масленниковой, в беседах Петрос Гарибян не раз говорил о том, что ему все известно о "той фирме", которая принимала заказы на убийство, и предъявление обвинения организатору преступления — дело ближайшего времени. Однако родные Пола Хлебникова к следователям не вызывались. "Я сама в прошлом следователь с десятилетним стажем и могу сказать: если бы у следствия были реальные зацепки, то оно бы их уже реализовало",— отметила Лариса Масленникова. Оперативно получить комментарии в СКР "Ъ" не удалось.