Частное прокурорское
Курултай Башкирии не стал наказывать депутатов за несоответствия в их декларациях
Прокуратура Башкирии обнаружила несоответствия в декларациях о доходах и имуществе за 2014 год у каждого пятого из депутатов башкирского парламента. Однако, как стало известно вчера, наказывать за это депутатов в Курултае не стали и предпочли списать недостоверность сведений на «невнимательность» и «технические ошибки». По мнению экспертов, ожидать другой реакции и не стоило, так как сокрытию сведений депутатами способствует действующее законодательство.
Башкирский парламент Курултай не стал наказывать депутатов, указавших недостоверные декларации о доходах и имуществе за 2014 год. Несоответствия выявила в ходе проверки республиканская прокуратура. Они обнаружились в декларациях каждого пятого депутата — 23 из 110-ти, работающих в башкирском парламенте. Как следовало из обнародованного вчера доклада председателя парламентской комиссии по контролю за достоверностью сведений Фоата Хантимерова, примерно в половине недостоверных деклараций депутаты скрыли сведения об участии в коммерческих предприятиях и полученных от этого доходах. Около трети нарушений было связано с неуказанием находившихся в их собственности транспортных средств и столько же — с сокрытием данных об участии в коммерческих структурах членов семей. В «черный список» прокуратуры попали, в частности, декларации единороссов Гафура Алибаева, Айдара Галимова, Ильдуса Гумерова, Сергея Мячина, Сергея Грекова, Рината Райманова, Александра Семака, Юрия Пустовгарова, а также коммунистов Хариса Шагиева и Ильдуса Галина. Господин Райманов, что интересно, входит в парламентскую комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе.
В парламенте отреагировали на прокурорское представление тем, что собрали с депутатов «устные и письменные пояснения», признали нарушения, но объяснили их «техническими ошибками» из-за «невнимательности» депутатов. Господин Хантимеров, зачитывая доклад об итогах работы комиссии, дал понять, что в комиссии пришли к выводу о том, что коррупционного умысла депутаты не преследовали. Часть парламентариев, по его словам, к началу декларационной кампании уже уведомила о выходе из числа учредителей коммерческих структур или оставалась в них, но не получала от них дохода. Что касается cокрытия сведений об автомобилях на праве собственности, то на тот момент они уже были проданы, констатировал председатель комиссии. В итоге парламентариям указали на необходимость «неукоснительного соблюдения» антикоррупционного законодательства в будущем. Оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов в комиссии не нашли, отметив, что выявленные нарушения таких последствий по закону не влекут.
Предоставить полный доклад о нарушениях, вскрытых прокуратурой, в Курултае и надзорном ведомстве вчера затруднились. Провести их независимый анализ не представляется возможным: в опубликованных весной декларациях сведения о доходах и имуществе указаны лишь в общих чертах, а информация об источниках дохода в них отсутствует.
В прокуратуре Башкирии „Ъ“ вчера заявили, что в парламенте могли принять к нарушителям «меры дисциплинарного воздействия», так как административная и уголовная ответственность в этом случае не предусмотрена.
Эксперты полагают, что другой реакции от проверяющих не стоило и ждать. «Закон о противодействии коррупции носит по сути декларативный характер, и непосредственных мер юридической ответственности, например, административной для нарушителей не предусматривает»,— отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. По мнению политолога Константина Калачева, «ограничиться тем, чтобы мягко пожурить, заставляет массовый характер таких нарушений и круговая порука». «Поэтому очевидно, что эти случаи спускаются на тормозах»,— отмечает эксперт.