В поисках дна

Тенденция

Для оценки положения на рынке и подведения итогов производства и продаж коммерческих автомобилей в РФ за последние полгода стоит процитировать Вадима Сорокина, президента группы ГАЗ: "Ситуация, в которой сегодня оказались наш потребитель и российский автопром, пока не дает оснований для оптимистических прогнозов. У перевозчиков нет средств на покупку транспорта, из-за девальвации рубля во втором полугодии усилился рост стоимости комплектующих".

Фото: Александр Солнцев, Коммерсантъ

Самый оптимистичный прогноз исходит, вероятно, от ООО "Скания-Русь". По оценкам маркетологов московского офиса шведской компании, дно кризиса будет пройдено уже в нынешнем году, восстановление рынка начнется в 2016-м, продолжится в 2017-м и ускорится в 2018-м. Хотя вопрос, все ли доживут до "жизни прекрасной", остается открытым, никто из иностранных игроков рынка тем не менее покидать его не собирается.

По мнению аналитиков ПАО КамАЗ, падение рынка обусловлено рядом факторов. В первую очередь это общее снижение экономики. Наблюдались сокращение инвестиций в основной капитал, снижение объемов работ в строительной отрасли, падение цены на нефть марки Urals, которое повлекло за собой снижение закупок автотехники потребителями из нефтегазодобывающей отрасли. Повлиял и рост инфляции, а также девальвация рубля. Кроме того, в конце прошлого года была существенно повышена ключевая ставка ЦБ РФ, при этом доступ российских компаний к международным финансовым ресурсам по-прежнему ограничен, в связи с чем доступность кредита и лизинга резко снизилась. Падению продаж также способствовало прекращение прежних и отсутствие новых крупных инфраструктурных проектов, для которых, как правило, закупается большое количество автотехники. От себя добавим, что падение продаж коммерческого автотранспорта отмечалось, как минимум, с середины 2013 года и геополитические коллизии в значительной степени усугубили эту тенденцию. Обратимся к цифрам.

По данным ОАО "АСМ-холдинг", продажи грузовиков, включая LCV полной массой от 1,5 т, в РФ в январе--июне 2015 года упали на 46% — до 57 678 единиц — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И хотя спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, за рассматриваемый период резко, с 44,9% до 72,2%, выросла доля автомобилей российского производства: их отгрузки составили 41 633 единицы. Продажи "российских иномарок" сократились на 53,9% — до 3846 единиц — при падении их рыночной доли с 7,8% до 6,7%. При этом совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) увеличилась с 52,7% до 78,9%. Импорт новых грузовиков сократился на 76,4% — до 11 707 единиц, а его доля снизилась с 46,4% до 20,3%. Продажи импортированных подержанных машин упали на 50,9% до 492 единиц, а их доля рынка осталась на прежнем уровне — 0,9%.

Если сегментировать рынок по полной массе транспортных средств, то картина вырисовывается следующая. По данным группы ГАЗ, рынок легких коммерческих автомобилей полной массой до 6 т сократился в первом полугодии 2015 года на 35%, а рынок грузовиков полной массой 14-40 т, по данным ПАО КамАЗ, просел аж на 62,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Понятно, что столь значительное сокращение внутреннего рынка заставляет российских производителей грузовиков активизировать поставки на экспорт, тем более что девальвация рубля им на руку. КамАЗ, например, увеличил за рассматриваемый период объем экспорта в страны дальнего зарубежья до 796 единиц — это почти в три раза больше, чем в первом полугодии 2014-го. В целом за шесть месяцев 2015 года экспортные поставки автотехники КамАЗа составили 2256 единиц. А выручка группы ГАЗ от реализации машин в страны дальнего зарубежья увеличилась в январе--июне 2015-го на 17%, до 3,4 млрд руб.

Впрочем, на внутреннем рынке в сегменте LCV полной массой до 6 т можно говорить о некоторой стабилизации. По данным ООО "Автостат Инфо", если за первые пять месяцев объем реализации не превышал ежемесячно 7 тыс. единиц, то в июне было зарегистрировано 8143 автомобиля, а в июле — 7414. По общему объему продаж в феврале--июле 2015-го лидирует продукция ГАЗа (20 444 единицы, -34,7%), в частности благодаря "Газелям", как семейства Next, так и предыдущего поколения ГАЗ-3302. Причем в июне по количеству регистраций "Газель Next" впервые опередила свою предшественницу. Вторую позицию оккупировал УАЗ (11 357 единц, +25,9%). Очевидно, что всплеск интереса к допотопным и дешевым ульяновским изделиям (стоимость базовой "буханки" УАЗ-3741 — менее 500 тыс. руб.) объясняется нынешней неспособностью покупателей позволить себе более современные и, как следствие, более дорогие продукты. Третье место Mercedes-Benz (4365 единиц, +3,1%) объясняется популярностью относительно доступного по цене малотоннажника Sprinter Classic нижегородской сборки.

В сегменте грузовиков полной массой от 6 т, по данным ООО "Автостат Инфо", рынок развивается скорее по синусоиде: 4388 зарегистрированных автомобилей в феврале, 2704 — в мае, 3994 — в июле. В лидерах КамАЗ (9201 единица, -44%), за ним ГАЗ (4714 единиц, -20,6%), замыкает тройку МАЗ (1404 единицы, -60,2%). Иностранные бренды в лице Hyundai (1382 единицы, -50,8%) и Scania (1361 единица, -61,5%) соответственно на четвертом и пятом местах. Среди моделей первые позиции опять же у Челнов — самосвал КамАЗ-65115 (1889 единиц) и полноприводный КамАЗ-43118 (1759 единиц). Эту парочку уверенно догоняет новый "ГАЗон Next" (1594 единицы).

Объем выпуска грузовых автомобилей, включая LCV, в первом полугодии 2015 года, по данным ОАО "АСМ-холдинг", уменьшился на 24,4%: произведено 55 306 единиц против 73 140 единиц в первом полугодии 2014-го. При этом выпуск грузовиков российских моделей сократился на 19,4%, а выпуск автомобилей иностранных брендов рухнул на 61%, до 3387 единиц. Если рассматривать только крупные предприятия, то рост производства продемонстрировали лишь два из них: УАЗ увеличил выпуск на 27,7% (8812 единиц), а АЗ "Урал" — на 3,5% (3732 единицы).

Не многим лучше и ситуация на автобусном рынке, который, по данным ОАО "АСМ-холдинг", в первом полугодии сократился на 31,3%, до 14 492 единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи автобусов российского производства, доля рынка которых увеличилась с 54,1% до 72,6%, составили 10 523 идиницы. Это на 7,8% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Продажи "российских иномарок" снизились на 49,4% — до 3530 единиц, а их доля рынка составила 24,4%. Продажи новых импортных автобусов упали на 84,4% (419 единиц), а их доля сократилась с 12,7% до 2,9%. Продажи подержанных иномарок представляют собой фактически статистическую погрешность: их доля рынка не превышает 0,1%.

На рынке автобусов полной массой от 8 т, по данным ООО "Автостат Инфо", взлеты продаж чередуются со спадами: в феврале зарегистрировано 827 единиц, в марте — 575, в апреле — 813, в июле — 625. Пальму первенства по объему продаж (февраль--июль) удерживает Павловский автобусный завод (2717 единиц, -5%), а среди моделей, кто бы сомневался, автобус малого класса ПАЗ-3205 (1468 единиц).

Объем выпуска автобусов в первом полугодии, как свидетельствуют данные ОАО "АСМ-холдинг", уменьшился на 18,8% — до 15 902 единиц. Доля иностранных марок в общем выпуске автобусов составила 23,2% (в январе--июне 2014 года — 35,2%). Выпуск сократили практически все ведущие производители автобусов. Рост производства зафиксирован только на трех заводах: УАЗ (4361 единица, +32,7%), ПАЗ (2926 единиц, +15,4%) и СП "КамАЗ-Марко" (24 единицы, +4,3%).

Александр Солнцев, главный редактор журнала "Комтранс"

Падение продаж коммерческого автотранспорта в России отмечается, как минимум, с середины 2013 года и геополитические коллизии в значительной степени усугубили эту тенденцию

Вся лента