С поправкой на кризис

Выставка

Впервые за свою 15-летнюю историю прошедший в МВЦ "Крокус Экспо" международный салон коммерческих автомобилей COMTRANS был организован компанией ITEMF Expo в сотрудничестве с Объединением автопроизводителей России, "дочкой" крупнейших выставочных операторов в лице немецкой Messe Frankfurt GmbH и английской ITE Group, созданной ими на паритетных началах. До этого его бессменным организатором выступала российская компания "Медиа Глоб".

COMTRANS с порядковым номером 13 собрал более 300 компаний--производителей коммерческих автомобилей, комплектующих и запчастей из России, СНГ, стран Европы и Азии

Фото: Александр Солнцев, Коммерсантъ

COMTRANS с порядковым номером 13 собрал более 300 компаний--производителей коммерческих автомобилей, комплектующих и запчастей из России, СНГ, стран Европы и Азии. И хотя по этому показателю он по понятным причинам примерно на 30% уступал рекордному COMTRANS-2013 (салон проводится раз в два года по нечетным годам, чередуясь с IAA в Ганновере), дефицита премьер явно не испытывал.

В родных пенатах не преминули блеснуть целой россыпью новинок главные российские производители коммерческой автотехники группа ГАЗ и ПАО КамАЗ. Нижний Новгород представил сразу семь новых моделей поколения Next, а заодно и обновленный логотип бренда ГАЗ для легких и среднетоннажных автомобилей семейства Next, а также новых моделей Павловского, Ликинского и Курганского автобусных заводов. Со знаменитой эмблемы исчезли зубцы стены, аббревиатура ГАЗ и разбивавшая знак на две части горизонтальная полоса, уступив место более объемному изображению символа ГАЗа с 1949 года — фигурке бегущего оленя на черном фоне.

Ожидаемым гвоздем газовской экспозиции стал премьерный показ семейства цельнометаллических "Газелей Next". Они были представлены в трех ипостасях: фургон, комби и микроавтобус. Объем кузова фургона составляет 13,5 куб. м, что на 30% больше, чем у "Газелей" предыдущего поколения, а лючок под пассажирским сиденьем позволяет перевозить длинномеры до 5 м. Грузопассажирский фургон-комби рассчитан на перевозку семи человек и 9,5 куб. м груза. Вместимость микроавтобуса — 16 человек. Удобство входа-выхода обеспечивают объемный проем сдвижной боковой двери с приводным механизмом Rollmech Automotiv, низкая подножка и высокий — 1900 мм — салон. В качестве базовых двигателей для всех автомобилей семейства выступают дизельный Cummins ISF 2,8 и бензиновый Evotech 2,7, которые агрегатируются с механической пятиступенчатой КП с тросовым приводом от компактного рычажка-джойстика, размещенного на приливе центральной консоли панели приборов. Прощай, напольная "кочерга"! Дальнейшего расширения газельного семейства следует ждать, видимо, уже в следующем году за счет тяжелой версии полной массой 4,6 т.

В среднетоннажном сегменте дебютировал седельный тягач "ГАЗон Next" в составе автопоезда полной массой 16,8 т с одноосным прицепом "САЗ" объемом 50 куб. м. Заявленная грузоподъемность тягача — 10 т, что вдвое выше, чем у базовой модели. Семейство тяжелых внедорожных "Уралов Next" пополнилось модификацией с двухрядной кабиной. Наконец, широкой публике впервые явили Vector Next, автобус для городских и пригородных перевозок переднемоторной компоновки. Почему переднемоторной? Да по той причине, что базируется он на шасси грузовика "ГАЗон Next" — правда, задняя подвеска у него пневматическая, а не рессорная. При длине кузова 7645 мм пассажировместимость колеблется от 43 до 53 человек в зависимости от конфигурации салона. Дальнейшее развитие автобусов семейства Vector Next планируется за счет машин увеличенной длины — до 8,56-8,8 м. Кстати, в моторном отсеке Vector еще одна премьера COMTRANS-2015 — рядная "четверка" ЯМЗ-53443 стандарта "Евро-5", достигнутого без применения мочевинной технологии SCR. Апгрейд уже известного агрегата c уровня "Евро-4" стал возможен благодаря усовершенствованию рабочего процесса, высокоэффективному охладителю системы рециркуляции отработавших газов и применению топливной аппаратуры с повышенным до 2 тыс. бар давлением впрыска.

Набережные Челны анонсировали концепт КамАЗ-2020, проще говоря, кабину-трансформер шириной 2,5 м, напичканную всеми мыслимыми и немыслимыми опциями, включая душевую кабину и беговую дорожку для водителя вместо пассажирского кресла! Понятно, что в таком виде это творение итальянского ателье Torino Design вряд ли когда-нибудь пойдет в серийное производство, но по крайней мере появление концепта прояснило перспективы новой камазовской кабины. Челнам все же удалось подвигнуть своего миноритарного акционера предоставить для этих целей каркас кабины от флагманской модели Mercedes-Benz Actros нынешнего поколения. Таким образом, проект собственной кабины, скроенной ранее по камазовским лекалам корейской инжиниринговой фирмой DMEC, заморожен и ставка сделана на альянс с Daimler AG. Планируется, что со временем такие кабины, но с разным экстерьером и интерьером будут собираться в Набережных Челнах и поставляться на конвейеры КамАЗа и ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (МБТВ). Опытный образец "КамАЗа" с новой кабиной обещают представить в 2017 году, а годом позже начать его серийное производство.

Казалось, было бы логично, если бы акционеры сделали ставку и на совместное использование мерседесовского мотора семейства OM 470. Но нет, очевидно, по политическим мотивам, дабы обезопасить себя от возможных санкций и связанного с ними запрета на поставку двигателей, Челны обратились за помощью в разработке собственной рядной "шестерки" к Liebherr. Плодом этого сотрудничества стал впервые показанный на COMTRANS-2015 550-сильный КамАЗ-910.10-550 ("Евро-5") рабочим объемом 11,9 л. На пик крутящего момента, равного 2540 Нм, он выходит на 1300 оборотах коленчатого вала.

Кстати, швабы наконец-то официально показали в РФ магистральный тягач MB Actros 1848 LS четвертого поколения с самой просторной в гамме кабиной GigaSpace с ровным полом и двигателем уровня "Евро-6". Однако несмотря на то что дистрибутор марки в РФ ООО МБТВ готово принимать на него заказы и в такой комплектации, это своего рода предпремьерный показ. Дабы избежать технических проблем, связанных с низким качеством российского дизтоплива, двигатель четвертого Actros хотят адаптировать до уровня "Евро-5" и уже в таком виде вновь представить его в РФ в октябре 2016-го. Кажется, еще одна российская премьера от Daimler AG удостоилась меньшего внимания, поскольку экспонировалась на уличной площадке. Речь о междугородном автобусе Setra S415 UL Business, между прочим, тоже с двигателем "Евро-6". Автобусы семейства MultiClass 400 Business производят в Турции в трех вариантах длины: 12,2, 12,7 и 13,3 м — только с колесной формулой 4х2. На COMTRANS-2015 привезли 12,2-метровую машину, предназначенную для перевозки 51 пассажира и 5,2 куб. м багажа.

Еще один "турецкоподданный" дебютант салона — междугородный автобус MAN Lion` Intercity. Совсем свежая машина: ее мировая премьера состоялась всего несколько месяцев назад в Анкаре. Чего не скажешь об автобусе туристического класса Scania Touring, совместного детища Scania и Higer Bus Company Ltd. Впервые он демонстрировался еще в 2009 году на выставке Busworld в бельгийском Кортрейке, а до России доехал только сейчас. Российским ответом зарубежным моделям стал 47-местный междугородный автобус Volgabus 528512-CNG "Серпантин", оснащенный 260-сильным газовым двигателем Yuchai. Запас хода в 400 км ему обеспечивают размещенные на крыше восемь баллонов с метаном емкостью 123 л каждый.

Отметим также несколько премьер в малотоннажном сегменте. Fiat Professional, подразделение легких коммерческих автомобилей концерна FCA, представил в "Крокус Экспо" новую линейку "каблучков" Fiat Doblo в двух вариантах исполнения: грузовой фургон Cargo и его пассажирская версия Combi. Помимо них в семействе имеется и бортовой грузовичок. Кстати, Doblo — единственный в своем сегменте коммерческий автомобиль, оснащенный независимой многорычажной задней подвеской. Продажи новинки в РФ планируется начать в первом квартале 2016-го.

Единым фронтом на COMTRANS-2015 выступили партнеры по концерну PSA, явив российской публике обновленные "каблучки" Peugeot Partner и Citroen Berlingo, мировая премьера которых состоялась весной на автосалоне в Женеве. Попутно отметим, что в условиях драматического падения рынка в первом полугодии 2015 года доля продаж коммерческого транспорта в общем объеме продаж Citroen, напротив, выросла и составила 23%, показав рост на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Лидером продаж в линейке коммерческих Citroen является Citroen Jumper c долей 62%, за ним следует Citroen Jumpy — 22%, и замыкает тройку Citroen Berlingo — 16%, который последние два года кряду примерял на себя желтую майку лидера на российском рынке в сегменте "каблуков" иностранного производства. В 2014-м, например, в РФ удалось реализовать 2502 Berlingo.

Iveco отметилась премьерой семейства Daily третьего поколения, показав в числе прочих полноприводную версию своего малотоннажника, а также автомобиль, оснащенный восьмиступенчатым классическим гидромеханическим "автоматом" Hi Matic производства ZF взамен непопулярного "робота" Agile.

Александр Солнцев

Вся лента