«"Криминальное чтиво" сделано маниакальным киноманом, который с любовью выстраивает каждый кадр»

Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о главном претенденте на звание лучшего фильма 1994 года — картине «Криминальное чтиво».

Пару лет назад, а точнее, в 92-м, я ввязался в спор с одним из коллег по поводу молодого режиссера Квентина Тарантино, который как раз презентовал свой первый фильм «Бешеные псы». Мой собеседник настаивал, что перед нами новый Скорсезе, я же, будучи под впечатлением от градуса жестокости в картине, утверждал, что, скорее уж, это новый Пекинпа. Теперь же новый фильм Тарантино с интригующим названием «Криминальное чтиво» соревнуется в Каннах за Золотую пальмовую ветвь, а я могу с уверенностью сказать, что этот режиссер не «новый кто-то», а совершенно не имеющая аналогов фигура.

Так что такое «Криминальное чтиво»? Тарантино здесь аппелирует к низкопробной, но, как правило, очень увлекательной литературе в мягкой обложке и создает своеобразный альманах, описывая несколько историй, которые частично пересекаются. Два бандита — Сэмюэль Л. Джексон и Джон Траволта — едут на дело и обсуждают, как именно чизбургер называется во Франции. Вскоре они случайно испачкают свою машину чужой кровью и мозгами, и тогда им на помощь придет изумительно одетый Мистер Вульф — Харви Кейтель — человек, который решает вопросы. Конечно же, сперва будет увлеченный монолог на тему кофе. Потом один из бандитов найдет Бога, и ему будет что рассказать о беконе. Другой отправится в ресторан с подружкой криминального босса Умой Турман. Они будут обсуждать молочные коктейли и танцевать твист под Чака Берри, а потом он воткнет ей иглу в грудь. Из всей этой канвы выделяется только история гордого боксера Брюса Уиллиса — его приключения, в которых он спасается от мафии, на редкость малоаппетитны.

Я продолжаю настаивать, что два года назад Тарантино выглядел, как последователь Сэма Пекинпы, но теперь понятно, что градус насилия в «Бешеных псах» оказался фокусом, дымовой завесой. Режиссера «Криминального чтива» не очень интересует тема жестокости людей по отношению друг к другу. Нет, Тарантино живет и дышит в тихих сценах, когда его герои разговаривают фразами, которые никогда не услышишь из уст реальных людей, но которые, тем не менее, делают этих персонажей чрезвычайно живыми. «Криминальное чтиво» — фильм, сделанный маниакальным киноманом, который с любовью выстраивает каждый кадр. Получит ли он Золотую пальмовую ветвь? Не знаю. Кто-то скажет, что это лучший фильм 1994 года. Кто-то — что худший. Но вот с характеристикой «фильм года» мало кто поспорит.

Вся лента