«Русские программисты прокладывают дорогу в интернет»
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Зера Черешнева рассказала о том, как сделать бизнес на поиске по текстам.
Два друга, золотых медалиста физико-математической школы города Алматы приехали в Москву поступать в МГУ. Несмотря на отличные результаты, Аркадия Воложа и Илью Сегаловича не приняли, пришлось выбрать другие вузы. Аркадий сразу решил заниматься бизнесом, в 1989 году он основал две компании: CompTek — по продаже компьютеров и импорту сетевого оборудования и «Аркадию» — по разработке поисковых систем. Туда и пришел работать Илья с вопросом: «Можно я для тебя что-нибудь попрограммирую?». Программировать решили нечто такое, что сможет быстро находить информацию из книг, журналов и газет в компьютере.
Полем для первых шагов такой системы была выбрана Библия как самый используемый русский текст. Проект был исключительно имиджевым, однако стратегия сработала, подобным поиском заинтересовался государственный библиотечный фонд и молодые люди получили крупный заказ на оцифровку всей классической литературы. Позже они создали поиск по Международному классификатору изобретений, который хорошо покупали патентоведы. Но развал СССР изменил ситуацию на рынке, программы больше не продавались. Молодые люди приняли решение менять концепцию. На последние деньги купили словарь русского языка и занялись созданием нового ядра для более быстрого поиска по текстам. Этой весной 1993-го года все наконец получилось, продукт назвали «Яndex», рассказал Илья Сегалович:
«Сидел и придумывал название, специально, час. У меня получился список: на первом месте было название "yandex", потому что из "index" можно было сделать русское слово, а из "search" — нельзя было. Поэтому я поигрался со словом "index" и придумал "Yandex ". Показал Аркаше, он предложил первую букву сделать русской — "Яndeх", и мы решили, что свежо, относительно модно!» — сообщил он.
Секрет успеха: Любой из нас мечтает не тратить время на поиск информации в книгах, просиживая штаны в библиотеках. Программисты Сергей и Аркадий смогли придумать, как найти информацию в своем компьютере, не выходя из дома. Они утверждают, что к лету 97-го смогут создать систему, которая будет искать тексты по всему интернету. Кроме того, в планах компании развить идею рекламы, которая позволяла бы пользователю найти то, что ему нужно, пока программисты условно называют ее «контекстной». Создатели рассчитывают, что к 99-му году годовая выручка компании превысит $70 тыс.