Следствию отменили все посадки во Внуково
Обвиняемые в гибели главы Total Кристофа де Маржери выходят на свободу
Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение по одному из самых громких уголовных дел последнего времени — о катастрофе осенью прошлого года в аэропорту Внуково бизнес-самолета главы международной нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери. По мнению следствия, виновны в случившемся водитель снегоуборщика, в который врезался на взлете лайнер, а также его руководитель из наземной службы и четыре диспетчера, не уследившие за перемещениями по взлетно-посадочной полосе. Однако надзорное ведомство отправило материалы на доследование, а обвиняемые, по данным “Ъ”, уже в начале следующей недели могут выйти на свободу.
Неожиданный поворот в уголовном деле произошел в конце прошлой недели. Как сообщил “Ъ” руководитель юридической службы Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) России Олег Бабич, информация о том, что Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение, пришла из совершенно неожиданного источника. Оказалось, что некоторое время назад жена одного из основных фигурантов — диспетчера-инструктора Александра Круглова обратилась с просьбой о предоставлении ей свидания с мужем, который уже почти год находится под стражей в столичном СИЗО «Водник». Поскольку материалы дела уже находились не у следователя СКР, а в прокуратуре, то туда и было переадресовано обращение. На днях Юлия Круглова получила ответ, из которого следовало, что еще 7 сентября Генпрокуратура вернула следствию материалы дела о крушении самолета Кристофа де Маржери, а потому с вопросами о свидании надо обращаться снова к следователю. Как отметил господин Бабич, новое обращение жене диспетчера может и не понадобиться. Дело в том, что 21–22 сентября у всех обвиняемых по делу истекают ранее установленные судом сроки содержания под стражей или домашнего ареста.
Между тем, по информации ФПАД, никто из адвокатов пока не был уведомлен о новом заседании в суде по поводу рассмотрения ходатайства о продлении арестов. «Фактически у следствия и прокуратуры не осталось времени подать документы в суд, и мы очень надеемся, что не появятся подводные камни, которые не позволят нашим коллегам выйти на свободу»,— подчеркнул Олег Бабич.
Со своей стороны подтвердил информацию о возвращении дела из прокуратуры СКР и адвокат водителя злополучного снегоуборщика Владимира Мартыненко Александр Карабанов. Напомним, что перед окончанием следствия его клиент согласился признать себя виновным. Ему было отказано в сделке, однако пожилой мужчина надеялся получить в обмен на признание в суде мягкий приговор и применение к нему амнистии. Однако, как оказалось, снегоуборщик вместе со своим защитником еще до передачи материалов в Генпрокуратуру подал в надзорное ведомство расширенную жалобу о нарушениях в ходе следствия норм УПК, допущенных как в отношении самого господина Мартыненко, так и целом по делу. «Изучив доводы, прокуратура пришла к выводу, что объем предъявленных обвинений и собранная доказательная база не соответствуют материалам дела»,— пояснил адвокат. Он также выразил надежду, что в ближайшие дни его подзащитный покинет «Матросскую Тишину».
Адвокат находящейся под домашним арестом диспетчера-стажера Светланы Кривсун Сергей Исаев заявил “Ъ”, что «слышал» о решении Генпрокуратуры, но также официальных уведомлений не видел. Он выразил надежду, что в надзорном ведомстве прислушались к тем жалобам, которые он неоднократно подавал в различные инстанции, настаивая на незаконности привлечения госпожи Кривсун к уголовной ответственности.
Надо отметить, что шанс выйти на свободу у фигурантов скандального расследования довольно велик, так как на сайте Мосгорсуда, который и продлевал им в последние разы сроки ареста, нет никаких данных о назначенных на ближайшие дни соответствующих заседаниях. Решение Генпрокуратуры выглядит весьма неожиданным на фоне того, что при направлении обвинительного заключения в надзор СКР явно не сомневался в том, что оно будет утверждено, а дело передано в суд. Тогда заявлялось о качественном расследовании авиакатастрофы, причем проведенном в рекордно короткие сроки, в то время как за рубежом такие дела изучаются годами.
Между тем как представители ФПАД, так и адвокаты диспетчеров не раз заявляли, что следствие было проведено предвзято, а брались лишь те доказательства, которые были «удобны» следствию. Особо отмечалось, что техническое расследование обстоятельств катастрофы самолета Falcon Кристофа де Маржери, которое проводит Межгосударственный авиационный комитет, еще не закончено, а именно его результаты всегда ложатся в основу уголовного дела.
Напомним, что Falcon 50 разбился 20 октября прошлого года в аэропорту Внуково, столкнувшись со снегоуборщиком, совершим несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу. Вместе с главой Total тогда погибли три члена экипажа. Вскоре были задержаны водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, находившийся за рулем в нетрезвом виде, а также руководитель полетов аэропорта Внуково Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев. Часть из них отправили в СИЗО, а часть — под домашний арест, предъявив обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). При окончании расследования еще одной обвиняемой стала диспетчер руления Надежда Архипова, но ее оставили под подпиской о невыезде. Кроме Владимира Мартыненко, своей вины никто не признавал.
Напомним также, что параллельно велось расследование и в отношении ряда должностных лиц Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) и аэропорта Внуково. Так, по уголовному делу по той же ст. 263 УК РФ проходят Владимир Ужаков — руководитель Московского центра автоматизированного управления воздушным движением ГК по ОрВД, его первый заместитель Александр Повалий, начальник центра ОрВД аэропорта Внуково Геннадий Ярмуш и сменный директор аэропорта Сергей Косик. Правда, все они, несмотря на претензии следственных органов, продолжают работать.