Аквабусам добавят денег
Смольный планирует увеличить субсидию на водный транспорт
В 2016 году комитет по транспорту намерен увеличить субсидию на работу аквабусов в Петербурге до 79 млн рублей. Средства для компенсации затрат возрастут в связи с расширением маршрутной сети, к которой, помимо действующего Приморского направления, в навигацию следующего года добавятся еще три линии: Невская, Крестовская и Кронштадтская. В финансовом блоке Смольного, по информации "Ъ", есть серьезные сомнения в необходимости увеличения ассигнований из бюджета.
Как рассказали "Ъ" в комитете по транспорту, в навигацию 2016 года в Петербурге начнет работать новая маршрутная сеть аквабусов, состоящая из четырех направлений и 18 остановочных пунктов.
Так, маршрут "Приморская линия" останется прежним — от станции метро "Старая Деревня" до Румянцевского спуска на Васильевском острове, на его работу планируется выделить 15 млн рублей против 14 млн в текущем году. Новое направление — "Невская линия" — будет работать на участке от площади Александра Невского до Рыбацкого, сюда войдет шесть остановочных пунктов, субсидия перевозчику составит 31,7 млн рублей.
Маршрут "Крестовская линия", включающий три остановки, будет курсировать между 3-м и 1-м Елагиными мостами через парк 300-летия Петербурга. Субсидия перевозчику на этот маршрут составит 6,3 млн рублей. И, наконец, маршрут "Кронштадтская линия" будет следовать от набережной Макарова (выход у станции метро "Спортивная-2") до Кронштадта с остановкой на Зимней пристани. Из бюджета на этот маршрут планируют выделить 26 млн рублей.
Таким образом, размер бюджетных ассигнований для работы четырех линий аквабуса общей протяженностью 74 км составит 79,4 млн рублей. По данным "Ъ", в финансовом блоке правительства сомневаются в необходимости увеличения субсидирования и предлагают оставить водный транспорт и вовсе без бюджетных средств. В комитете финансов "Ъ" сообщили, что в рамках бюджетного процесса пока только ведутся обсуждения. Окончательное решение по финансированию аквабусов будет принято после совещания с губернатором Георгием Полтавченко.
Глава комиссии ЗакСа по транспортному комплексу Алексей Палин пояснил, что в комитете финансов предлагают перевести аквабусы на полную самоокупаемость, тем самым лишив их субсидии и предоставляя только причалы в аренду.
"Мы же прекрасно понимаем, что это невозможно. Чтобы маршрут окупался, нужно как минимум три-четыре года, чтобы люди привыкли, к тому, что он есть. Плюс ко всему у нас отсутствуют остановки наземного транспорта вблизи остановок аквабусов, что отрезает их от остального общественного транспорта", — считает господин Палин.
Отметим, что в текущем году истекает пятилетний контракт с единственным городским перевозчиком — компанией МБС. Конкурс на обслуживание новых маршрутов будет проведен после принятия закона о бюджете города на 2016 год, рассказали в комитете по транспорту. Глава компании МБС Мелик Саркисян сообщил, что перевозчику интересны все линии, но сложности могут возникнуть с направлением в Кронштадт. "Возможно, мы не будем участвовать в конкурсе на линию в Кронштадт, поскольку здесь суда выходят уже в морскую акваторию, и, соответственно, нужны суда класса "море" вместимостью не менее 70 человек. У нас речной парк, но, возможно, нам предоставят такие суда в аренду, тогда мы рассмотрим возможность участия", — пояснил он. По словам господина Саркисяна, новые контракты также будут заключаться на пять лет, перевозчик ведет переговоры со Смольным о возможности дальнейшей их пролонгации.
Напомним, что проект городского аквабуса начали развивать еще при губернаторе Валентине Матвиенко. В период с 2010 по 2012 год в городе работали четыре линии: Приморская ("Старая Деревня" — Английская набережная), Центральная (Университетская набережная — Свердловская набережная), Невская (Рыбацкое — центр), Курортная (площадь Ленина — Кронштадт). При этом размер субсидии был в несколько раз выше, чем сейчас: только в 2011 году перевозчики получили 130 млн рублей. С приходом к власти Георгия Полтавченко проект стал активно критиковаться, в Смольном утверждали, что услугами аквабусов пользуются в основном не горожане, а туристы. После этого линии стали закрываться одна за другой, появились также проблемы у перевозчиков, работавших на маршрутах. Если в 2012 году субсидия составила 142 млн, то уже в 2013 году эта цифра упала до 60 млн рублей. Недовольная изменением порядка начисления субсидии компания "Интер Яхт Сервис", которая обслуживала Центральную и Невскую линии, обратилась в суд. Еще один оператор, компания "Русские круизы", который работал на Курортном направлении, и вовсе обанкротился. В итоге из всех перевозчиков в проекте осталась только фирма МБС. В 2010 году, когда в городе работали все четыре линии, аквабусы перевезли 340 тыс. пассажиров, в 2011 году — 454 тыс. человек, в 2012 году — 139 тыс. пассажиров. В 2013 году пассажиропоток на Приморской линии составил 54 тыс. человек, в 2013 году увеличился почти в два раза — до 97 тыс. человек. Данных по навигации текущего года, которая завершится 31 октября, пока нет