В ожидании сети
Топливо
Рост рынка коммерческого транспорта на газомоторном топливе (ГМТ) стимулируется государственной программой субсидирования закупок газового транспорта. Однако неразвитость инфраструктуры — сети газозаправочных станций (ГЗС) — все еще является серьезным препятствием для обновления пассажирских и грузовых парков экономичным и экологичным транспортом. Производители имеют необходимый набор моделей и производственные мощности, покупатели признают преимущества транспорта на ГМТ, но не готовы к масштабным закупкам, пока не появится хотя бы минимально необходимая инфраструктура ГЗС. Муниципалитеты пытаются решать эту проблему, закупая комплексные транспортные решения, включающие и автобусную технику, и заправочные станции.
Сейчас большая часть потенциальных покупателей коммерческого транспорта на ГМТ — это крупные частные, муниципальные и государственные перевозчики. Они понимают, что автобусы, LCV (легкий коммерческий транспорт), грузовики различных специализаций, оснащенные двигателями на ГМТ, позволяют существенно экономить. Разница в стоимости метана по сравнению с бензином и дизельным топливом сегодня достигает 2-2,5 раза (в пользу метана). При этом газ позволяет увеличить ресурс двигателя в 1,5-2 раза. Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от этих двигателей (на 69% по сравнению с бензиновыми и на 53% по сравнению с дизельными) — это скорее "вишенка на торте", которая делает муниципальные программы закупок еще и оправданными с точки зрения экологической политики.
Перевозчики преимущества ГМТ уже опробовали в деле. Директор некоммерческой организации "Союз автоперевозчиков" г. Якутска Сергей Максимов рассказал, что его НП экономит ежегодно более 100 млн руб. из-за разницы цены топлива: 1 л пропана стоит 16,5 руб., 1 л дизельного топлива — 44 руб. При использовании крупногабаритных автобусов экономия может составить 50% от затрат на топливо. Переоборудовать автобусы с бензиновыми и дизельными двигателями для использования ГМТ для перевозчиков уже дорого (например, переоборудование автобуса "ПАЗ" на метан — 180 тыс. руб.). К тому же "гаражные переделки" небезопасны и зачастую нелегальны. А значит, такой автобус снимается с гарантийного обслуживания. Поэтому большинство закупает изначально предназначенные для ГМТ машины конвейерной сборки.
Региональные и муниципальные власти также поддерживают перевод пассажирского транспортного парка на газ. Недавно губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил: "Сегодня мы принимаем все меры для того, чтобы к 2018 году половину муниципального транспорта, коммунальной и сельхозтехники перевести на ГМТ, а также стимулировать население приобретать автомобили с газовыми двигателями. Я думаю, в ближайшее время газомоторный транспорт станет заслуженно популярным".
Российские производители коммерческого транспорта могут производить газовую технику любых модификаций. Крупнейший производитель автобусов в стране входящий в группу ГАЗ дивизион "Автобусы" готов уже сегодня поставлять рынку по нескольку тысяч машин на ГМТ в год. Компания представляет на рынке сразу несколько моделей автобусов, оборудованных под использование газа. С 2011 года выпускаются газовые низкопольные автобусы ЛиАЗ-5292 экологического класса EEV ("Евро-5"). Для перевозок по малозагруженным маршрутам подходит Vector-4 с газовым двигателем экологического стандарта "Евро-5" и пятиступенчатой коробкой передач.
Однако при всей выгоде использования CNG-техники закупки газомоторного транспорта в целом по стране носят скорее эпизодический характер. Причина — в отсутствии развитой сети газозаправочных станций. И производители, и перевозчики основные надежды возлагают на государство. Общий объем инвестиций в рынок газомоторного топлива до 2020 года в рамках региональных программ должен составить более 140 млрд руб., в том числе 16 млрд руб. из федерального бюджета, 30 млрд руб. из региональных и муниципальных бюджетов и 94 млрд руб. из внебюджетных средств. В соответствии с программами до 2020 года планируется ввести в эксплуатацию более 32 тыс. единиц газобаллонной техники и построить более 470 объектов газозаправочной инфраструктуры. Притом что еще в 2013 году количество АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) достигало 250 и тогда это уже считалось недостаточным. То, что программы явно пробуксовывают, видно из планов на 2015 год: в общей сложности будет построено и реконструировано всего 25 объектов. И производители, и перевозчики уверены, что при таких темпах строительства заправок газовый транспорт далеко не уедет.
Автопроизводители пытаются решить проблему самостоятельно. Компания "Русские машины" и входящая в нее группа ГАЗ построили в Нижнем Новгороде на территории Горьковского автозавода газовую заправку, на которой обслуживается весь технологический парк завода. Параллельно администрация города закупила 144 экологически чистых автобуса "ЛиАЗ", которые тоже обслуживаются на этой заправке. Современные технологические решения, примененные в новой АГНКС, позволяют достигать высокого уровня очистки топлива и заправлять весь транспорт быстро, не создавая очередей. В планах нижегородской администрации приобрести еще 500 машин, работающих на компримированном природном газе. Скоро на территории города компанией "Русские машины" совместно с местными властями будет открыта еще одна заправка, где новый транспорт также сможет заправляться экономичным и экологичным топливом.