Греция перебрала выборов
Алексис Ципрас вернул себе кресло премьера на фоне рекордно низкой явки
Лидер леворадикальной коалиции "Сириза" Алексис Ципрас вчера принес присягу в качестве премьера Греции. "Сириза" одержала победу на воскресных выборах, получив 35,5% голосов, и сформирует правительство вместе с правоцентристами из партии "Независимые греки". Ряд политологов поспешили объявить победу господина Ципраса триумфальной, однако у корреспондента "Ъ" в Афинах АНДРЕЯ ПЛАХОВА в этом есть серьезные сомнения: голосование прошло на фоне невиданной апатии и усталости избирателей от политики, что не может в итоге не сказаться на отношении греков к своему правительству.
По итогам голосования "Сириза" получила в парламенте 145 мест из 300 (партии-победительнице, согласно греческому законодательству, отдаются дополнительные 50 мест). Ее главный конкурент — правоцентристская "Новая демократия" — набрала 28% голосов (75 мест). Третье место (7% голосов и 18 мест) заняла ультраправая "Золотая заря": она не сдала своих позиций и даже немного укрепила их по сравнению с прошлыми выборами, проходившими в январе. "Независимые греки", набравшие 3,7% голосов, получили десять мест и теперь сформируют коалицию с "Сиризой". В совокупности эти две партии будут представлены в парламенте 155 депутатами — то есть большинством, пусть и хрупким. Члены этих же партий сформируют правительство — ожидается, что оно будет приведено к присяге уже сегодня.
На первый взгляд результаты выборов можно считать позитивными для "Сиризы": народ подтвердил свое доверие Алексису Ципрасу, а последний освободился от "балласта" в виде радикалов-"диссидентов". Созданная ими ранее партия "Народное единство" во главе с экс-министром энергетики Панайотисом Лафазанисом — сторонником идеи возвращения Греции к драхме — даже не преодолела трехпроцентный барьер. А ведь именно эта группа недовольных, которую также поддержал экс-министр финансов Янис Варуфакис, чуть более месяца назад вынудила премьера Ципраса подать в отставку. Теперь он возвращается во власть, подтвердив и укрепив свои позиции.
В предыдущий раз греки ходили на избирательные участки совсем недавно — 5 июля в стране прошел референдум о программе европейской помощи, который, по сути, стал референдумом о доверии команде Ципраса. И тогда, и сейчас в Греции стояла жара, однако атмосфера принципиально различалась. На референдуме все греки стремились сказать свое слово, голосовать выходили целыми семьями — от стариков, обычно не покидающих свои дома, до детей, с символической наглядностью представлявших будущее страны. Все были торжественно одеты, на участках царил эмоциональный подъем. После многих лет унижений греки опять ощутили себя важной и гордой нацией. И те, кто голосовал "за Европу", и те, кто показал ей кукиш, чувствовали, что решают судьбу не только своей страны, но в каком-то смысле и всего континента.
В сентябре все выглядело иначе — если не депрессивно, то гораздо более апатично. Люди устали от политической и избирательной чехарды (воскресные парламентские выборы были пятыми за последние шесть лет), а также от усугубляющихся экономических трудностей. Многие разуверились в способности политиков найти выход из кризиса. Мои беседы со знакомыми и незнакомыми греками в дни перед голосованием начинались с одного риторического вопроса: "За кого будем голосовать, учитывая, что голосовать-то не за кого?" Процент не определившихся до последнего дня в этот раз побил все рекорды. Рекордной — правда, с отрицательным значением — стала и явка: всего 56,55%.
"Среди неожиданностей, порожденных растерянностью избирателей,— рост каких-то клоунских партий, о которых лет десять назад без смеха и не упоминали. Я не имею в виду фашистов: с ними все ясно. Но, например, партия "Союз центристов" получила в парламенте девять мест. А в избирательном списке у них чуть ли не все родственники их вождя, карикатурного типа по фамилии Левентис",— говорит мне Петрос Петридис, бывший банковский служащий, а ныне пенсионер, живущий в Афинах.
"Алексис Ципрас перед выборами опять выпустил чудовище под названием "популизм". Он говорит, что все подписал, но в итоге договорится с кредиторами и сделает так, что всем хорошо будет. И народ, по сути своей разбалованно-эгоистичный, боюсь, опять за ним потянется,— заверял меня накануне голосования юрист из Коринфа Михалис Бубас.— Куда? В пропасть? Посмотрим".
В Брюсселе, впрочем, надеются, что Афины взятые на себя обязательства, подразумевающие дальнейшее затягивание поясов, будут неуклонно соблюдать. "Ваш вклад в претворение в жизнь программы реформ — ключевой в процессе восстановления греческой экономики",— обратился вчера к Алексису Ципрасу глава Евросовета Дональд Туск. А председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, комментируя результаты греческих выборов, отметил: "Впереди много работы, нельзя терять ни минуты".