Что говорили о сталинизме первые лица страны
Борис Ельцин:
«Для нас, русских, преступления Сталина — гигантская черная яма, куда как бы свалена вся история. До сих пор мы так и не разобрались подробно, что и как происходило. Но практически у каждой страны — к сталинской России особый счет» (в книге «Записки президента», вышедшей в 1994 году).
Владимир Путин:
«Я оставил этот вопрос (о деятельности Сталина.— “Ъ”), потому что понимаю его остроту. Очень много дискуссий в обществе, “засады” здесь вижу: скажешь “положительная” — будут недовольны одни, скажешь “отрицательная” — другие… Нельзя, на мой взгляд, давать оценки в целом» (3 декабря 2009 года во время передачи «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение»).
«Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями. Ничего подобного в России нет и, надеюсь, уже больше никогда не будет» (25 апреля 2013 года во время «Прямой линии»).
«Невозможно ставить на одну доску нацизм и сталинизм. Нацисты публично объявили одной из целей своей политики уничтожение целых этносов. При всем уродстве сталинского режима цели уничтожения народов никогда сталинский режим перед собой не ставил» (16 апреля 2015 года во время «Прямой линии»).
Дмитрий Медведев:
«Что касается роли Сталина, ее можно оценивать поразному. Кто-то считает, что роль верховного главнокомандующего была чрезвычайной, кто-то считает, что это не так. Вопрос не в этом, а в том, как мы в целом оцениваем саму фигуру Сталина. Если говорить о государственной оценке, о том, как оценивается Сталин руководством страны в последние годы, с момента возникновения нового российского государства, то здесь оценка очевидная: Сталин совершил массу преступлений против своего народа. И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено» (7 мая 2010 года в интервью газете «Известия»).
«Иосиф Сталин и другие руководители советского государства того времени заслуживают самой жесткой оценки. Это должно остаться в анналах нашей истории, чтобы никогда этого не повторилось. Потому что война со своим народом — это тягчайшее преступление… Любовь к усопшим тиранам — обычное человеческое заблуждение. Очень комфортно быть сталинистом, понимая, что за тобой не придут ночью» (30 октября 2012 года в записи на личной странице в Facebook).