Все хорошее отдали своим
Глава Коми обвиняется в криминальном отчуждении долей государства в местных предприятиях
СКР решил объявить в международный розыск бывшего зампреда правления ГК "Ренова" Александра Зарубина, который, по версии следствия, вместе с арестованными главой Республики Коми Вячеславом Гайзером и его заместителем Алексеем Черновым являлся лидером организованного преступного сообщества (ОПС), совершившего махинации с госимуществом на несколько миллиардов рублей. В этом уголовном деле уже около десятка эпизодов махинаций с госимуществом, но их количество, обещают в СКР, вырастет, как и сумма предполагаемого ущерба.
Уголовное дело по 4. ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере") и ч. 1, 2, 3 ст. 210 УК РФ ("Создание преступного сообщества с использованием служебного положения или участие в нем") в отношении руководителей Коми и сотрудничавших с ними коммерсантов ГСУ СКР возбудило 18 сентября. На следующий день 15 из 19 подозреваемых были задержаны в Москве, Санкт-Петербурге и Коми. Вячеслава Гайзера, например, взяли в аэропорту Домодедово, откуда он, по словам его адвоката Олега Лисаева, собирался "слетать на недельку за границу, чтобы подышать воздухом". Главу республики доставили в центральное здание СКР, что в Техническом переулке, где с ним около восьми часов проводились следственные действия — сначала как с подозреваемым, а потом и как с обвиняемым в организации преступного сообщества и махинаций. В воскресенье, после ареста Басманным судом (под стражу суд взял 14 обвиняемых, еще один, Юрий Бондаренко — под домашним арестом), Вячеслав Гайзер, как и большинство других фигурантов дела, оказался в СИЗО "Лефортово".
В уголовном деле сообщается, что преступное сообщество, организаторами которого следствие помимо Вячеслава Гайзера и его заместителя Алексея Чернова считает также арестованного предпринимателя Валерия Веселова и бывшего зампреда правления ГК "Ренова" Александра Зарубина (в ближайшее время СКР планирует его заочно арестовать для международного розыска), действовало в республике с 2006 года. Его целью, по версии следствия, являлось отчуждение акций и долей государства в прибыльных предприятиях республики, в том числе в ОАО "Сыктывкарский ЛВЗ", ОАО "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК"", АО "Интауголь", ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая"", гостиницах "Авалон" и "Югор" и пр. До приватизации все эти предприятия принадлежали республике. Затем их контрольные пакеты по распоряжениям Вячеслава Гайзера, считают в СКР, были переданы в управление Фонду поддержки инвестиционных проектов Республики Коми. Глава фонда Игорь Кудинов, который был арестован в минувшее воскресенье, по версии СКР, способствовал выводу этих акций в пользу частных лиц и компаний, якобы аффилированных с руководством республики. Таким образом, по версии следствия, был утрачен госконтроль над десятком республиканских предприятий. "Вячеслав Гайзер и другие лидеры ОПС действовали гораздо изобретательнее и тоньше, чем экс-глава Сахалина Александр Хорошавин, который обвиняется в банальном получении взяток через посредников",— отметил собеседник "Ъ", близкий к следствию.
В свою очередь, участники ОПС, получая предприятия, полагают в правоохранительных органах, брали под их реконструкцию, модернизацию и развитие крупные кредиты, которые не возвращались, поскольку предприятия фиктивно банкротились. Так, например, произошло, с лесопромышленной компанией, которая получила в Сбербанке кредит на сумму более 500 млн руб. В 2011 году, когда началось банкротство предприятия, его крупнейшим кредитором неожиданно оказался не Сбербанк, а мало кому известное ЗАО "Леском", одним из руководителей которого являлся арестованный сейчас Валерий Веселов. ЗАО и получило активы комбината. В последующем их приобрела санкт-петербургская инвестиционная компания (ИК) "Таврический", которой через родственников владел экс-сенатор от Республики Коми Евгений Самойлов, также взятый под стражу Басманным райсудом. При этом интересно, что ИК, находящаяся сейчас в стадии банкротства, проходит по еще одному уголовному делу о мошенничестве, возбужденному ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: в нем потерпевшей стороной также является Сбербанк, давший кредиты "Таврическому" на сумму более 11 млрд руб. для финансирования поставок угля по государственным контрактам с ОАО РЭУ. Займы тоже не были погашены, а активы, по версии следствия, выведены из ИК. Возможно, оказавшись фигурантом сразу двух дел, Евгений Самойлов и предпочел признать свою вину, ходатайствовав о заключении с ним соглашения о досудебном сотрудничестве. Соответствующее решение, впрочем, еще не принято.
Комментируя предъявленное Вячеславу Гайзеру обвинение, его адвокат Олег Лисаев заявил "Ъ", что он не понимает, какое отношение к ОПС и махинациям имеет его подзащитный. По словам защитника, подпись главы республики не стоит ни под одной из сделок, которые следствие считает криминальными. Нет у Вячеслава Гайзера и акций этих предприятий. "Все сделки из гражданско-правовой плоскости искусственно перевели в уголовную",— считает защитник, утверждающий, что порядок приватизации объектов в Коми не раз проверялся Счетной палатой и прокуратурой, которые не нашли в нем нарушений. Адвокат уже обжаловал его арест.
При этом Олег Лисаев опроверг информацию об изъятии у главы Коми коллекции швейцарских часов и драгоценностей, в том числе золотой ручки, якобы оцененной в $1 млн. По его словам, Вячеслав Гайзер жил на весьма скромной для чиновника его уровня даче и пользовался недорогим автомобилем. В уголовном деле официально пока не появилось потерпевшей стороны, тем не менее СКР уже планирует арестовать недвижимость, счета в банках и автомобили фигурантов для погашения ущерба. Согласно декларации об имуществе, главе Коми принадлежат две квартиры: одна — площадью 180 кв. м — поделена с супругой, вторая — 51 кв. м. Кроме того, он владеет садовым участком (945 кв. м), домом (150 кв. м) и гаражом (36,5 кв. м).