«Нобелевский комитет изначально относился скептически к кандидатам-понтификам»

Бывший секретарь раскрыл тайны присуждения премий

Такую реакцию вызвала публикация книги Гейра Лундестада о том, каким образом принимались решения о присуждении премии мира. В организации заявили, что автор не имел права раскрывать эти данные в течение 50 лет. Подробности — у Альбины Хазеевой.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Гейр Лундестад возглавлял Норвежский Нобелевский институт в течение последних 25 лет. Он присутствовал на заседаниях комитета, но не имел права голоса. В своей книге «Секретарь мира» Лундестад рассказал, в частности, о том, почему ни один папа римский до сих пор не получил премию мира. Оказалось, что члены организации изначально относились скептически к кандидатам-понтификам. Автор также раскритиковал деятельность бывшего главы комитета Турбьерна Ягланда, который совмещал эту должность с постом генсека Совета Европы. По словам Лундестада, это не могло не повлиять на его решения. Но наибольший резонанс вызвала оценка лауреата 2009 года Барака Обамы — президент США разочаровал членов Нобелевского комитета. Хотя никакой сенсации в этих «откровениях» нет, отметил замдиректора Института международных исследований Виктор Мизин.

«С самого начала говорилось, что Обаме эту премию дали как бы авансом. Много было иронии на этот счет. Он не оправдал, что называется, доверия нобелевского комитета. От него много ждали. Но Обама по крайней мере в области внешней политики продолжил фактически линию президента Буша-младшего, и очень многие обещания свои не сдержал», — отметил Мизин.

Автором самого громкого разоблачения последних лет стал Эдвард Сноуден. Бывший сотрудник ЦРУ раскрыл информацию о том, что Агентство национальной безопасности США перехватывает электронные письма пользователей по всему миру, прослушивает разговоры по мобильным телефонам и отслеживает местонахождение их владельцев. Американские власти обвинили Сноудена в раскрытии секретных данных. В последние годы в Соединенных Штатах произошло еще несколько сенсационных утечек информации. Военнослужащий Брэдли Мэннинг передал сотни тысяч конфиденциальных документов организации WikiLeaks, бывший сотрудник ЦРУ Джеффри Стерлинг поделился деталями операций американской разведки в Иране, а его коллега Джон Кириаку рассказал о применении пыток. Тайны отечественных спецслужб раскрывали в основном перебежчики, сообщил советский разведчик, писатель Михаил Любимов.

«Взять Горди евского хотя бы. Мы его вспоминали. О вообще много сделал для пропаганды антироссийской, антисоветской. Достаточно сделано, например, Ощенко, он убежал во Францию», — рассказал Любимов.

Книги-разоблачения всегда пользовались большим спросом у читателей. Издательства охотно публикуют такие рукописи, однако перед этим обязательно выясняют, на какие факты и источники опирается автор. Хотя в договоре всегда содержится пункт о том, что в случае судебных споров полная ответственность лежит на писателе, сообщила член правления Российского книжного союза Александра Шипетина.

«Профессиональное издательство служит определенным фильтром, если в издательстве вышла такая книга, это значит, мы отвечаем за то, что публикуем как профессионалы. Несмотря на то, что в договоре юридически предусмотрена ответственность автора за содержание материала», — пояснила Шипетина.

Медиаскандалом часто заканчивается публикация откровений о юности известных политиков. На днях в Великобритании в продажу поступила книга «Зовите меня Дэйв» миллиардера Майкла Эшкрофта. В ней он рассказывает о том, что во время учебы в Оксфорде будущий премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон якобы курил марихуану, а впоследствии на вечеринках в его доме гости открыто нюхали кокаин.

Вся лента