Граждане провожающие
Краевые власти консолидируют пакет в «РВ-Пермь»
Масштабный проект реконструкции железнодорожного вокзала Пермь II стоимостью почти 10 млрд руб. краевые власти намерены реализовать без дочерней структуры РЖД — «РЖД — Развитие вокзалов». Глава минтранса Алмаз Закиев заявил, что власти намерены переоформить на себя пакет «РЖД-РВ» (51%) в ОАО «РВ-Пермь», которое является оператором проекта реконструкции вокзала. В «РВ-Пермь» „Ъ“ пояснили, что в дальнейшем этот пакет будет передан инвестору. Ранее о своем интересе к строительству транспортно-пересадочного узла в Перми заявляла ГК «Кортрос».
Вчера на заседании комитета заксобрания по социальной политике глава краевого минтранса Алмаз Закиев, отвечая на вопрос депутата Дарьи Эйсфельд, заявил, что правительство планирует переоформить на себя долю ПАО «РЖД» в компании «РВ-Пермь», которую госкорпорация учредила два года назад для реконструкции вокзала Пермь II. «Мы сейчас находимся в процедуре оформления всей доли данного проекта, чтобы избежать судебных исков, если компания „РЖД — Развитие вокзалов“ подвергнется процедуре банкротства. Тем более сейчас во главе РЖД новое руководство. Пытаемся наладить с новым руководством конструктивный диалог», — рассказал господин Закиев. Министр полагает, что у этого проекта — «сложные перспективы»: «Сейчас мы не можем проектировать. „РЖД-РВ“ до сих пор в судебном процессе с теруправлением Росимущества, земельный участок Товарного двора до сих пор не оформлен на РЖД. Поскольку вопрос земли здесь принципиальный и проект будет зависеть от того, какой земельный участок мы получим, проектировать просто экономически нецелесообразно и, с точки зрения расходования государственных средств, неэффективно», — заявил он.
Напомним, еще в декабре 2012 года губернатор Виктор Басаргин и президент РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013–2016 годы. Стороны договорились выделить по 150 млн руб. на разработку проектной документации для реализации проекта создания транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь II с обустройством прилегающей территории.
ОАО «РВ-Пермь» было создано в 2013 году дочерней компанией РЖД — ОАО «РЖД — Развитие вокзалов». Уставный капитал составил 100 тыс. руб. Предполагалось, что после внесения взноса в размере 150 млн руб. со стороны региона 51% будет принадлежать РЖД, а 49% — краю. Против этого выступили депутаты законодательного собрания, которые несколько раз пытались исключить эти затраты из бюджета. В качестве оплаты своей доли РЖД предлагали внести в уставный капитал 13 объектов недвижимого имущества, располагающихся на территории Товарного двора. Тем не менее край в прошлом году оплатил свою долю, а РЖД — нет. Из-за того, что госмонополия отказалась от своих планов, минимущество края фактически оказалось единственным владельцем «РВ-Пермь» с пакетом свыше 99%.
Согласно отчетности за 2013 год, «РВ-Пермь» заключило договор субаренды части земельных участков полосы отвода железной дороги площадью около 9 га. Была разработана концепция реконструкции транспортно-пересадочного узла. Кроме того, между РЖД и «РВ-Пермь» был подготовлен договор купли-продажи имущества бывшего Товарного двора.
Этой весной РЖД представили проект реконструкции вокзала Пермь II на градсовет. РЖД предложили провести реконструкцию вокзала путем строительства многофункционального комплекса (с выносом до трамвайного кольца) площадью 84 тыс. кв. м, включающего четыре наземных и три подземных этажа. Площадь нового железнодорожного вокзала составит 13,6 тыс. кв. м, из которых 766 кв. м — коммерческие. Кроме того, предлагается провести реконструкцию тоннеля и соединить Горнозаводское и Главное направления Транссибирской магистрали. В южной части предлагается построить новое здание автовокзала площадью 5 тыс. кв. м. В полосе отвода железной дороги предполагается строительство четырехэтажного офисного центра площадью 31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажной гостиницы (площадью 24,8 тыс. кв. м) и перехватывающей парковки. На землях бывшего Товарного двора планируется строительство гипермаркета площадью 48 тыс. кв. м.
Решение правительства выкупить на себя все акции ОАО «РВ-Пермь» не изменит планы по реконструкции вокзала, пояснил „Ъ“ генеральный директор ОАО «РВ-Пермь» Алексей Шабалин. «Выкупаемая доля будет передана инвестору. С этой целью и выкупается. На пустое место инвестора не привлечешь, а долей в акционерном капитале — вполне», — пояснил он „Ъ“. Господин Шабалин не исключает, что это может быть ГК «Кортрос», поскольку они уже интересовались проектом. «Если желающих будет много — выберем на конкурсе. А для одного конкурс в нынешних условиях проводить странно».
В минтрансе переговоры с ГК «Кортрос» об участии в проекте реконструкции пермского вокзала не подтверждают. Ранее в Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО «РЖД») „Ъ“ поясняли, что получали предложение от «Реновы» по реконструкции вокзала в Перми.
«Для меня новость, что РЖД выходит из проекта. Затрудняюсь пока ее оценить, — заявил „Ъ“ депутат заксобрания Юрий Елохов. — Если проект будет реализовывать инвестор, который будет вкладывать деньги в имущество РЖД, то чей в итоге будет вокзал? И что за это получит инвестор? Участок Товарного двора? Для меня нет ясности. Но я уверен, что госмонополия не собирается лишиться имущества». «Еще два года назад суд подтвердил, что земельный участок Товарного двора ограничен в обороте, пригоден только для строительства железнодорожной инфраструктуры и не может быть передан в частную собственность», — пояснили „Ъ“ в теруправлении Росимущества в Пермском крае. В теруправлении уточнили, что объекты недвижимости, располагающиеся на территории Товарного двора, так и не были оформлены на «РВ-Пермь». С «РВ-Пермь» никаких судебных процессов не задействовано, отметили в ведомстве.