Россия и Аргентина отвечают за треть кризисного спроса на наличные доллары
Мониторинг / долларизация
Сентябрьский выпуск дискуссионного исследования в области международных финансов совета директоров Федеральной резервной системы США посвящен проблеме международных потоков американской валюты. В аналитической записке, опубликованной на странице ФРС, исследуются факторы, которые стоят за спросом на наличные доллары. "Мы использовали конфиденциальные данные поставок наличной валюты коммерческими банками между США и другими странами",— отмечают авторы исследования, поясняя, что в нем используются данные об объеме чистых поставок (вывоз за вычетом ввоза) за последние пятнадцать лет.
Предполагая, что доллар используется в качестве безопасного актива, исследователи сконструировали индексы, характеризующие изменение уровня экономической определенности, используя финансовые индикаторы и основные события на рынках США, Европы и мира. Регрессионный анализ на их основе позволил ФРС доказать, что в период роста внутренней и внешней экономической неопределенности чистые поставки наличных долларов в развивающиеся страны, в отличие от развитых стран, резко увеличиваются. "Результаты также показывают большую чувствительность спроса на американские банкноты из-за границы к изменениям в уровне экономической определенности, связанной с изменением состояния финансовых рынков",— отмечается в документе. Связь увеличения коммерческих поставок наличных долларов с периодами неопределенности не является эпизодической. Это показано на основе двух рассмотренных периодов с 2001-го по август 2008 года и с сентября 2008-го по 2013 год (см. график).
Россия и Аргентина, как оказалось, в кризисный период создавали треть чистого мирового спроса на доллары. В последние пятнадцать лет чистые поставки американской валюты в Аргентину в некоторые кризисные месяцы превышали на несколько процентов годовой ВВП страны. Совсем недавно, в 2014 году, поставки евро и долларовых банкнот в Россию достигли порядка $50 млрд, что составило порядка трети чистого оттока иностранного капитала в 2014 году, отмечают авторы исследования. Для них это оказалось лишним доказательством того, что резиденты указанных стран используют наличную иностранную валюту для "бегства в качество".