Паутина времени
Arachnophobia от MB&F
Перед московским музеем современного искусства "Гараж" в парке Горького стоит двенадцатиметровая бронзовая паучиха Луизы Буржуа. Выставка знаменитой скульпторши еще только планировалась, когда из Швейцарии пришли вести о новом проекте Arachnophobia Максимилиана Бюссера.
Основатель и глава часовой марки MB&F больше, чем большинство современных руководителей часового бизнеса, расположен к смешению часового дела с современным искусством. Свой флагманский бутик M.A.D. Gallery (аббревиатура M.A.D. означает Mechanical Art Devices, что я бы перевел "механика как искусство"), работающий с 2011 года в центре Женевы, Бюссер буквально заполонил работами современных мастеров. Все экспонаты M.A.D. Gallery объединяют три аспекта — художественное чутье Бюссера, металл и механика.
Все это, кстати, относится и к часам коллекции MB&F. Более того, работы художников украшают некоторые часовые модели, пусть и в сильно уменьшенном виде.
Работам Луизы Буржуа самое бы место в M.A.D. Gallery. Бюссер, увидевший паучью "мамашу" на главной площади Женевы, загорелся идеей реализовать паучью тему, поднятую Буржуа на многометровую высоту, в настольных скульптурных часах. Благо у него есть правильный партнер — это швейцарская мануфактура L'Epee 1839, которая с прошлого года производит настольные часы для MB&F.
Сотрудничество с L'Epee началось с выпуска часов Starfleet Machine, выполненных в стилистике "звездных войн", футуристическую тему продолжили настольные часы Melchior в виде робота. Arachnophobia, третья совместная работа MB&F и L'Epee, на мой взгляд, больше всего подходит идее настольных часов как кинетической скульптуры.
Конечно, движение — неотъемлемая часть любого часового механизма. В настольных часах MB&F механизмы обязательно открыты, что не вредно хотя бы с той точки зрения, что всегда можно одним лишь взглядом удостовериться, что механизм не остановился. Кинематика колеблющегося баланса механизма — в данном случае аналогия с бьющимся сердцем не должна выглядеть надуманной — дополняется подвижными паучьими ногами весьма агрессивного вида, прикрепленными к "туловищу" на шарнирах. Задумка беспроигрышная, благодаря ей у владельца часов всегда будет возможность поиграть с часами-скульптурой, "вылепив" новый образ. В MB&F предусмотрели как минимум два основных варианта: Arachnophobia как настольные часы в духе скульптуры Луизы Буржуа с высоко поставленным механизмом или же как настенные часы, для чего под механизмом предусмотрено устройство крепления, позволяющее зафиксировать часы на заранее установленном на стене стальном кронштейне. Механизм для "Арахнофобии" создан на основе калибра с восьмидневным заводом. С функциональной точки зрения он будет проще тех, что стоят в часах Starfleet Machine и Melchior, но зато и менее громоздок.
"Творчески мыслящий взрослый — это взрослый, сохранивший душу ребенка" — эти слова Максимилиан Бюссер выбрал в качестве девиза десятилетнего юбилея компании. В полном соответствии с этим девизом он не пытается воспроизвести всю сложность работы Луизы Буржуа, которая относилась к своим паукам без страха и с нежностью (паук-творец, ткущий свою паутину, паучиха-мать, охраняющая свое гнездо). Для своих часов-скульптур Бюссер выбрал название, больше подходящее одноименному фильму ужасов, чем талисману, хранителю домашнего покоя.