«Украинские аэропорты впадут в зону безденежья и безработицы»
Киев не спешит с санкциями против российских авиаперевозчиков
Киев опасается ответа Москвы на санкции в отношении российских авиакомпаний. Именно поэтому ограничения, которые официально вступили в силу во вторник, до сих пор не действуют. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили источники на авиарынке. Украина ввела санкции против 25 российских перевозчиков. Согласно указу Петра Порошенко, для них предусмотрено «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок». При этом, по словам гендиректора киевского аэропорта Борисполь Евгения Дыхне, российским авиакомпаниям запретят только пролет над территорией Украины. При этом санкции не затронут прямые и транзитные рейсы. На самом деле профильные украинские ведомства сейчас обсуждают возможные ответные меры со стороны России с участниками рынка, сообщил руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«По имеющейся информации, которая поступает от украинских перевозчиков, местная Госавиаслужба сейчас проводит консультации с авиакомпаниями на предмет того, какие возможны ответные меры со стороны России и чем они могут грозить украинским авиакомпаниям. Вероятнее всего, ограничения, если они будут введены, будут касаться именно выполнения рейсов над территорией Украины, но не будут касаться прямого двустороннего авиасообщения», — предполагает Пантелеев.
В российском Минтрансе заявляют, что украинская сторона до сих не ответила на запрос по санкциям в отношении авиакомпаний. В Росавиации «Коммерсантъ FM» также сообщили, что никаких разъяснений по этому поводу Киев не предоставил. Не получали уведомлений и сами российские авиакомпании, которые попали в «черный список». Участники украинского авиарынка выступают против санкций, сообщила собственный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» в Киеве Янина Соколовская.
«Изначально речь шла, как говорят наши источники, о запрете полетов всех российских авиакомпаний за исключением авиакомпании "ЮТэйр", которая не летала в Крым после его перехода к России. Если же запретить все эти перелеты, то такие предприятия, как "Украэрорух", а также украинские аэропорты, впадут в зону безденежья и безработицы. Недовольство этой ситуацией, как поясняют наши источники, выражают украинские аэропорты, в том числе и представители аэропорта Борисполь. Как объясняют нам сейчас в аэропорту, решение это принято, но не реализовано. Поэтому сейчас все рейсы выполняются по расписанию, как и было раньше», — рассказала Соколовская.
«Международные авиалинии Украины» уже подсчитали свои возможные убытки от санкций против российских авиакомпаний и ответных мер со стороны Москвы. Это около $35 млн в год. Кроме того, как отмечают эксперты отрасли, центр управления воздушным движением «Украэрорух» потеряет все пролетные деньги, которые получает от российских перевозчиков. Немалые потери грозят и отечественным авиакомпаниям, отметил главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
«Практически все российские авиакомпании стараются облетать территорию Украины там, где это возможно. Но есть несколько направлений, на которых облетать территорию Украины достаточно накладно. Если брать из Москвы, то это направление на Египет, Южную Европу, Хорватию, Болгарию, Румынию — эти страны пользуются популярностью у наших туристов, и там достаточно интенсивный пассажиропоток. Самые критичные направления, наверное, будут Болгария и Румыния. Вот здесь облетать будет и долго по времени, минут 30-40, и дороговато по деньгам», — рассуждает Гусаров.
«Международные авиалинии Украины», которым с прошлого года запрещен транзит через Россию на рейсах в Казахстан, Узбекистан, Китай и Таиланд, теряют почти $6,5 млн в год. Для российских «Аэрофлота» и «Трансаэро» также с 2014 года действуют ограничения по транзиту через Украину на некоторых направлениях. Облет территории страны обходится перевозчикам примерно в $1 млн в месяц.