Южная Корея переехала в Париж
Мария Сидельникова в Музей декоративного искусства
Такого количества корейского искусства Париж еще не видел. 2015/2016 культурный год во Франции проходит под знаком Южной Кореи, и выставка Korea Now! в парижском Музее декоративного искусства — одно из главных его событий. Европейские дизайнеры — как интерьеров, так и моды — давно с любопытством посматривали на Сеул, а в последние годы южнокорейская столица стала едва ли не главной кузницей идей. О неуемной творческой энергии, об умении сочетать традиции и новейшие технологии, о лаконичности формы и чувстве стиля рассказывают более 700 объектов от 150 дизайнеров, модельеров и художников, представленных на выставке Korea Now! В ней три главы — дизайн, мода и графика. При этом современному дизайну и его связи с корейскими ремесленными традициями посвящена львиная доля экспозиции.
Сначала она — о традиционных корейских техниках. Вот древнейшее лаковое искусство Ottchil. Эта техника славится своей прочностью — лак в огне не горит и в воде не тонет. Вот инкрустация перламутром Najeon — чаще всего ее можно встретить на лаковых шкатулках или мебельных гарнитурах. Вот корейская рисовая бумага Hanji — настолько прочная, что ее использовали не только по назначению, но и для утепления окон, и даже для создания доспехов.
Дальше экспозиция рассказывает (и показывает), насколько по-разному эти техники сегодня используются. Лакированные горшки Чунг Хэ Чо ручной работы уже заработали себе репутацию на специализированных салонах и выставках Европы. Этот художник вообще выступает послом южнокорейских ремесленников в мире. Лак, например, обычно используется в качестве отделочного материала. Но у Чунг Хэ Чо он задает форму: сырые слои лака, а также ткань обеспечивают плотность и толщину. Затем каждый слой художник шлифует и полирует так, что монохромный горшок и сам выглядит как тягучая бесформенная капля лака. Ли Кван Хо тоже работает с традиционной техникой Ottchil, но только слои лака он наносит в основном на бронзовые кресла или стулья. Тонкие линии-ребра эффектно выпирают на холодной металлической поверхности, обнажая контрастные текстуры.
Ставку на эффектность в сочетании с практичностью сделал и дизайнер Сеунг Йонг Сонг. Его самая известная работа — серия стульев-трансформеров Object O. В детстве будущий дизайнер, как и многие, пытался построить укрытие под столом или в шкафу. Благодаря этому воспоминанию чуть позже и появились его стулья-трансформеры, созданные в лучших корейских ремесленных традициях. Так, кокон-абажур, нависающий над стулом, сделан из прославленной корейской бумаги.
С деревом очень здорово работает Бае Се Хва. Под действием пара — это старинная техника распространена до сих пор — древесина превращается в пластилин, из которого он лепит волнообразные скамейки, кресла, стулья и диваны. Сложенные один к одному тонкие деревянные прутья пропускают свет так, что кажется, будто они дышат. Своей многослойностью и пластичностью они напоминают скульптуры британца Тони Крегга.
Корейские дизайнеры не забывают о традициях, даже работая с современными материалами. Буфет Юн Мунг Сох сделан из цветных резинок, образующих решетку, которая, в свою очередь, напоминает о традиционных корейских домах. Дверь в них, считайте, отсутствовала: она представляла собой легкий деревянный каркас, решетку, которая не открывалась, а раздвигалась. Корейскому дому вообще свойственна легкость, в нем почти нет места мебели, зато есть место гармонии и мере. Такой же и корейский современный дизайн — утонченный, красивый, ненавязчивый, а главное, очень желанный.