Вопрос цены
Мнение аналитика
Алена Афанасьева, старший аналитик ГК ForexClub
Расходы крупных федеральных банков на IT-инфраструктуру значительно разнятся. К примеру, за 2014 год Сбербанк потратил на это направления около 65 млрд руб. (около 5% операционных доходов), ВТБ — около 3 млрд руб., Юникредит банк — 1,7 млрд руб. (13% операционных доходов), Альфа-банк — около 10 млрд руб. Но показательным является не только объем средств, выделяемых на IT-инфраструктуру. Большое значение имеет этап, который на текущий момент проходит соответствующая финансовая организация на пути развития сервисов дистанционного банковского обслуживания. К примеру, Сбербанк России перешел в режим централизации инфраструктуры, создав мегаЦОД (центр обработки данных) в Южном речном порту. В этот проект было вложено немало средств, однако в дальнейшем он приведет к снижению расходов, так как заменит десятки региональных ЦОДов. По оценкам самого Сбербанка, совокупная стоимость владения IT-инфраструктурой должна быть снижена до $500 млн в год, уже начиная с текущего года.
Сегодня стратегию работы в направлении дистанционных банковских сервисов в том числе определяет сложная экономическая ситуация. По итогам первой половины текущего года более четверти банковского сектора несет убытки. Причем это как региональные игроки, так и крупные федеральные банки, например, Банк Москвы (–38 млрд руб. нераспределенной прибыли), Газпромбанк (–19 млрд руб.), Альфа-банк (–17 млрд руб.), Россельхозбанк (–16 млрд руб.) и МДМ Банк (–10 млрд руб.), ВТБ24 (–12 млрд руб.), ХКФ банк (–9 млрд руб.), КБ «Восточный» и «Русский Стандарт» (по –6 млрд руб.). Такое положение дел заставляет банки бороться за свою долю рынка, оптимизировать расходы, а также повышать качество предоставляемых услуг. Естественно, одним из очевидных механизмов сокращения расходов является сжатие филиальной сети. Еще в начале 2014 году общее число филиалов в секторе достигало 2005, то спустя полтора года оно уже не превышало 1626. В таких условиях логично ожидать дальнейшего сокращения нерентабельных офисов и расширения дистанционного обслуживания с вероятным увеличением текущих бюджетов на IT-инфраструктуру.
Для клиентов же выгоды ДБО очевидны. Помимо мобильности и оперативности осуществления операций из любой точки мира можно отметить и низкую стоимость подобного вида услуг. Довольно часто банки предлагают более выгодные тарифы обслуживания для удаленных банковских операций, дабы сократить поток клиентов в свои офисы.