По железной дороге некому ездить

ОАО РЖД обнаружило нехватку полувагонов

Вопреки общему мнению об избытке полувагонов на железной дороге, сейчас ОАО РЖД неожиданно обнаружило их дефицит. По оценкам монополии, сейчас не хватает 15-20 тыс. полувагонов из-за ускоренного списания старого парка. Дефицит носит сезонный характер и исчезнет к концу года, но может снова возникнуть в 2016 году, считают в ОАО РЖД, что приведет к росту ставок аренды с текущих 400-450 руб. в сутки за вагон до 1 тыс. руб. Участники рынка и эксперты подтверждают дефицит, но считают его временным явлением.

Фото: Григорий Котельников, Коммерсантъ

По оценкам ОАО РЖД, на данный момент на рынке сложился дефицит полувагонов из-за опережающих темпов их списания. "Мы его оцениваем в 15-20 тыс. полувагонов,— сообщил вчера первый замгендиректора Центра фирменного технического обслуживания (сейчас управляет по агентской схеме парком Федеральной грузовой компании ОАО РЖД) Сергей Колесников.— Это общий дефицит на рынке: мы взаимодействуем с другими собственниками и видим, что грузовладельцы не могут найти свободных полувагонов на рынке".

Заявление господина Колесникова стало неожиданным: на рынке чаще говорят о профиците полувагонов, сложившемся в конце 2012 года, что уже привело к падению маржинальности операторского бизнеса вчетверо к уровню 2011 года. Уровень профицита оценивался разными организациями в 96-300 тыс. вагонов, в том числе 60-80 тыс. полувагонов. Борьба с профицитом выразилась в резком усложнении процедур продления срока службы вагонов и вводе платы за сверхнормативный отстой вагонов на путях общего пользования. Государство считает, что профицит нужно и далее сокращать; так, проект целевой модели рынка грузоперевозок до 2020 года от Минэкономики включает в себя новые меры по борьбе с ним.

Но существующие меры уже начали действовать: в этом году прошли крупные списания вагонов. По словам заместителя главы Минтранса Алексея Цыденова, объем списаний с начала года составил 68 тыс. штук. Как пояснил "Ъ" Сергей Колесников, текущий дефицит носит сезонный характер: он сойдет на нет в ноябре, а в декабре опять будет наблюдаться профицит. Но дефицит снова возникнет и усугубится в 2016 году, поскольку выбытие вагонов продолжится. "На следующий год ситуация с вагонами будет еще хуже,— говорит топ-менеджер.— Ставки их аренды будут расти, наши прогнозы — до 1 тыс. руб. в сутки в апреле--мае на фоне сезонного роста спроса". (Текущие ставки составляют 400-450 руб., говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.) Поэтому ОАО РЖД "рассматривает дополнительное привлечение парка полувагонов" к 90 тыс. взятым в управление в августе у Федеральной грузовой компании, говорит господин Колесников.

Факт дефицита фиксируют и другие операторы. По оценке источника, близкого к Первой грузовой компании Владимира Лисина, "в связи со списанием вагонов с истекшим сроком службы на рынке наблюдается дефицит ориентировочно в 100 тыс. штук". По его словам, в будущем прогнозируется развитие этого процесса, "особенно в сегменте наиболее востребованных полувагонов".

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, дефицит носит локальный характер и связан, прежде всего, с низкодоходным рынком щебня: здесь есть спрос, но операторы не хотят отдавать новые вагоны под этот груз. Как только доходность в сегменте поднимется до 500 руб. в сутки на полувагон, операторы выведут в работу старые вагоны, на текущих ремонтах которых сейчас экономят, и дефицит исчезнет. А при ставке выше 700 руб., замечает он, резко увеличится производство полувагонов, но такого роста аналитик не ожидает до второй половины 2016 года. При этом в последнее время ставка аренды несколько увеличилась, в первом квартале она составляла лишь 300-350 руб. Но, по его мнению, ставка в 1 тыс. руб. недостижима до 2018 года, и то лишь на инновационные вагоны при дальних перевозках и при восстановлении промышленности.

Наталья Скорлыгина

Вся лента