Алексей Гордеев избавляется от оппонента
Глава воронежского ФСБ покидает свой пост
Воронежский губернатор Алексей Гордеев теряет последнего статусного оппонента — в конце октября свой пост покинет начальник областного УФСБ Александр Клопов. С его деятельностью в Воронеже связывают несколько громких уголовных разбирательств, в том числе с участием членов команды господина Гордеева. Господин Клопов, впрочем, утверждает, что был «опорой, а не противовесом губернатора» до тех пор, пока «власть не начала использоваться не для развития, а для других вещей». В облправительстве ситуацию не комментировали, а в окружении губернатора сказали, что «некоторые силовики необоснованно чувствовали себя судьями и вершителями судеб».
О своем скором увольнении из воронежского УФСБ “Ъ” рассказал сам Александр Клопов. «Из региона я ухожу, но куда, пока секрет»,— сказал он. По словам господина Клопова, контракт с ним заключен до 28 октября, когда ему исполнится 60 лет. «К этому моменту я должен покинуть Воронеж»,— отметил он, сообщив, что преемником «будет очень хороший человек». Среди возможных претендентов на освобождающийся пост воронежские силовики вчера называли главу УФСБ по Тверской области 48-летнего Олега Нефедова. В тверском УФСБ вчера отказались от комментариев.
Александр Клопов воспринимается как последний статусный местный оппонент Алексея Гордеева. Господин Клопов был назначен в Воронеж в 2009 году, ранее он возглавлял УФСБ по Мордовии. Считается, что разлад между чекистом и губернатором произошел в 2013 году после скандального задержания главы управления автодорог области Александра Трубникова. Оперативники взяли его с поличным в рабочем кабинете при получении взятки 1,4 млн руб. В его загородном доме при обыске нашли в мешках и тазах наличные в разных валютах примерно на 140 млн руб. История широко освещалась в федеральных СМИ, а дополнительной пикантности ситуации придавала личность дорожника — он приходится братом личному водителю губернатора. После этого господин Клопов подчеркнуто холодно вел себя на мероприятиях с участием губернатора, а то и вовсе посылал на них своих замов. При этом источники в региональной власти рассказывали, что в разработку чекистов попали сразу несколько крупных областных чиновников «рангом вплоть до вице-премьеров». Впрочем, других уголовных дел в отношении членов команды господина Гордеева не было.
«Я был не противовесом, а опорой власти, но до тех пор, пока было развитие. Тогда мы с Гордеевым действовали в едином ключе. Когда власть начала использоваться для других вещей, возникли объективные противоречия»,— говорит господин Клопов. По его словам, подобные отношения сложились «в зависимости не от личностей руководителей, а от функций, которые возложены на службу». «Мне сейчас немного грустно от того, что я знаю. К сожалению, я не могу увести с собой из региона сложившуюся ситуацию, местные элиты и обстоятельства с ними связанные, но, думаю, в перспективе все будет разрешаться в лучшую сторону»,— добавил чекист. Что подразумевается под «другими вещами» и «разрешением в лучшую сторону», он не пояснил.
В облправительстве вчера не стали комментировать слова Александра Клопова. Губернатор никогда публично не оценивал свои взаимоотношения с чекистами. Однако он неоднократно выражал недовольство «большим количеством федеральных структур» с надзорными полномочиями и «невысоким» уровнем компетентности сотрудников. В окружении господина Гордеева вчера предпочли говорить не персонально об Александре Клопове, а о силовиках в целом: «Некоторые из них необоснованно сочли себя вершителями судеб, имеющими право казнить и миловать, ломать под себя областную власть. Пока у них этого не получилось».